Кельты
Тайны цивилизации кельтов уходят в бездну прошедших тысячелетий.
Религиозные обряды, законы и особенности бытового уклада жизни безвозвратно
потеряны. Лишь некоторые археологические находки напоминают нам о существовании
этих загадочных обществ. Историки считают, что формирование племен кельтов
началось за тысячу лет до н. э. В это время начиналась великая эпоха
освоения железа.
Кельтские племена обладали навыками обработки железосодержащей руды.
Среди раскопок кельтских поселений были найдены ножницы, серпы и другие
предметы из железа, используемые в быту. Антропологическая структура
населения была крайне неоднородна. Известный исторический стереотип
галла (так римляне называли кельта) — высокого, атлетически сложенного
человека с волосами цвета пшеницы — остался лишь в литературных произведениях.
Местом образования этой небольшой группы племен, объединенных общей
культурой и религией, была Центральная Азия. Долина Инда в течение многих
тысячелетий служила родиной древним воинственным племенам, ставшим родоначальниками
целой цивилизации.
Доказательством родства вышеуказанных племен являются схожие религиозные
культы животных, возведение женщины в ранг равноправного спутника мужчины-воина.
Так-же обращают на себя внимание одинаковый художественный стиль поэтов
этих племен.
Маршруты кельтских миграций проходили через западные регионы европейского
континента. Часть племен достигла Испании, ряд других миновали Альпы
и остановились вблизи Сицилии. В III веке до н. э. кельты совершали
путешествия через Македонию, Фракию и Фессалию. В это время образовалась
Галатия — область Малой Азии, где поселились 20 тыс. кельтов.
Несколько племен, продвигаясь по западному побережью Европы, достигли
территорий Бретани, а некоторое время спустя посетили Шотландию и Ирландию.
В это время на юге Британии и Ирландии большая часть земель была захвачена
белгами — небольшим кельтским племенем.
Мифы и легенды древних кельтов свидетельствуют о том, что к III в. до
н. э. у европейских поселений еще окончательно не сформировалась иерархия
богов. Особенностью теософии кельтов была ярко выраженная преемственность
религиозных традиций у завоеванных племен. Таким образом, божества долины
Инда постоянно изменялись под воздействием культурных традиций захваченных
этносов. Во главе богов стоял кельт-победитель.
Образ героя представлял собой поистине божественный символ. В ранг божества
возводились великие воины, наделяемые «силой солнца, своими лучами поражающего
души врагов». В народе существовало поверье о родстве кельтов с богами,
которые встречались также и у древних ирландцев, считавших себя «туатха-де
денан» — детьми бога.
Магия занимала важное положение в системе общения кельтов с внешним
миром. В ранних религиозных учениях галлов природа и стихия наделялись
божественными силами, способными своим гневом поразить «неверных». Язык
магии помогал древним кельтам понимать природу, отвечать на ее требования
и приносить ей те дары, которых она желала.
Главным богом кельтов считался Таранис — властитель молний. Его можно
сравнить с римским Юпитером-громовержцем и славянским Перуном. Большой
популярностью пользовался также бог Бел. Под его покровительством находились
все знания кельтов. Священным символом этого бога была омела, растущая
на дубе. В настоящее время в Англии омела считается «лекарством», способным
в новогоднюю ночь излечить людей от несчастий и бед.
Война была неотъемлемой частью жизни кельтов. На почетном месте хранителя
воинской доблести стоял Бел-ту-кадор и богиня-воительница Белисама.
Первоосновой жизни кельты считали воду. Эта животворящая субстанция
стала для галлов культовой. Множество рек Западной Европы были названы
кельтами в честь богинь, покровительствовавших плодородию.
Река Марна была названа в честь священной триады Матрон, хранительницы
женской чести, Сена обязана своим названием богине Секване. Множество
статуэток, найденных в долине Сены при археологических раскопках, были
принесены в жертву богине.
Согласно ряду источников, долина Сены считалась священной. Во время
правления римлян это место почиталось как исцеляющее от всех болезней.
Не менее известные английские реки Северн и Клайд получили свое название
в честь богинь Сабрины и Клоты. Священных мест у кельтов было очень
много. Каждое из них, по верованию галлов, имело своего духа-хранителя,
который являлся посетителям в виде какого-либо животного, например,
кабана (рис. 8).
Триада богинь Матрон, которой были адресованы сотни наскальных надписей,
управляла процессами рождения, жизни и смерти. Кельты опасались гнева
триады, славившейся своей жестокостью по отношению к непослушным.
Матрон изображали в виде девушки, женщины и старухи. В Ирландии их называли
Морриган, Маха и Ба. Мужем богини Морриган считался Дагда, герой кельтской
мифологии, изображаемый на рисунках со шкурой зверя на плечах.
Земля в понимании галлов представляла собой великую ценность, беречь
которую составляло цель жизни каждого кельта. Покровитель земли, бог
— Луг. Имя этого бога исследователи связывают с латинским словом «люкс»,
что в переводе означает «свет». Праздник Луга ирландцы отмечали первого
августа, восхваляя бога, дарующего плодородие и урожай.
В некоторых кельтских легендах Луга называют Лиром, имя которого было
заимствовано великим Шекспиром. В произведениях раннего Средневековья
Луд (Лир) выступает в роли короля Лондона.
Среди обрядов древних кельтов следует особо выделить культ «священных
дубрав», силы которых воспевались во время обрядов друидов. Данные религиозные
традиции можно отнести к анимистическим обрядам, приравнивающим каменные
глыбы и величественные вековые стволы деревьев к божественным хранилищам
душ предков.
Друиды были по сути своей шаманами, владеющими таинствами «философии
загадок». Эти лесные колдуны, по преданиям, общались с душами умерших,
воспевали культ «трех». Число «три», по мнению друидов, обладало магическими
свойствами. В «загадках» эта цифра фигурировала непосредственно в самом
сюжете, или повествование должно было иметь структуру, состоящую из
трех частей.
Культ «трех» восходил своими корнями к Матронам, священной триаде, почитавшейся
во времена матриархата. Несмотря на отсутствие специфического письма,
кельты сохраняли свои культурные и религиозные традиции, передавая знания
потомкам из уст в уста. Особенной популярностью пользовались зашифрованные
формы повествования в виде загадок. Некоторые из них дошли и до современных
ирландцев. Вот пример одной из них: «Какие три вещи сами без языка,
а знания дают?» (глаз, ум и буква).
Даже в этой простой загадке сохраняется «троичность». Вообще для поэтических
произведений друидов была характерна особая структура, содержащая загадочное,
иносказательное начало. Шаманские ритуалы и поэзия так сильно переплетались
между собой, что современные историки-аналитики порой не могут отличить
одно от другого.
Опорой духовных изысканий древних друидов был культ слова. По мнению
шаманов, слово открывало в них тайные источники священной силы, дарующей
бесконечное могущество в мире духов. Порой на шаманских собраниях словесные
заклинания, произносимые вслух, становились предметом конкуренции друидов.
Состязания в слове поэтов-колдунов приводили к тому, что победитель
погружался в глубокий транс. По их верованиям, такое состояние открывало
друидам путь к общению с миром усопших и награждало даром пророчества.
Подобные ритуалы использовались для дополнительного убеждения остальных
в правильности всеобщего верования. Согласно древним римским источникам,
погружавшийся в транс друид иногда даже превращался какое-либо животное.
Одним из древнейших богов кельтов был рогатый бог Кернуннос, называвшийся
повелителем мира животных. Его также называли богом охоты. В то время
считалось большим несчастьем прогневать этого бога. Даже великий Шекспир
с высот литературного Олимпа отдал дань этому грозному повелителю животного
царства. В его произведениях упоминается о магическом дубе в Виндзорском
лесу, посвященном Кернунносу.
Храмы и святилища кельтов нередко располагались в чаще непролазного
леса или на берегу озер. С течением времени религиозные постройки из
деревянных превратились в ка менные. Иногда храмы друидов располагались
прямо в скалистых пещерах. После вторжения римлян на территорию Англии
произведения кельтской архитектуры были преданы огню.
По свидетельству Тацита, перед римскими солдатами предстала страшная
картина «полумрака в каменных стенах храма, забрызганных кровью. В темноте
ужасного зрелища сновали люди, одетые в черные одежды, и отчаянно кричали
женщины с факелами в окровавленных руках».
Жрецы кельтов представляли собой довольно мощную политическую оппозицию
римским властителям. Поэтому Юлий Цезарь распорядился об уничтожении
виновников человеческих жертвоприношений.
Мнение о причастности жрецов друидов к человеческим жертвам противоречиво,
но не лишено доказательств. По ряду источников, из Древнего Рима жрецы
друидов практиковали гадания на внутренностях пленных.
По свидетельству древнего римского историка Страбо-на, друиды убивали
жертву ударом меча в спину и проводили гадания по тому, как жертва падала
и по предсмертной агонии. Кровавые обряды друидов и жестокость, с которой
производились пытки пленных, вселяли ужас в проезжавших мимо путников.
Друиды обладали также таинствами гомеопатического врачевания. Из поколения
в поколение передавались навыки сбора лечебных трав. Кельты веками хранили
знания о том, в какую фазу Луны и в какое время дня и ночи собирать
конкретные растения.
Древние предания сохранили сведения об искусстве кельтов излечивать
раны воинов. В племени друиды обладали непререкаемым авторитетом, основанным
на устрашении. Кроме того, молодежь опиралась на их опыт и знания.В
своих мемуарах Юлий Цезарь подразделял жреческие слои племенных сословий
на три группы: ваты — специализировались на философской поэзии и предсказаниях;
барды — слагали поэтические произведения о геройских подвигах богов;
друиды — в их обязанности входило соблюдение религиозных обрядов, жертвоприношения,
судебные мероприятия.
Участие в религиозных обрядах считалось священным занятием, к которому
допускались соблюдающие традиции члены племени. Самым страшным наказанием
было отлучение от всеобщего религиозного братства. Правом отлучения
обладали друиды, что значительно укрепляло их авторитет. Иногда участия
в таинствах жертвоприношений и шаманских сборах лишали целые семьи.
Путь простого кельта к высотам касты друидов лежал через множество испытаний.
Первоначально кельты проходили школу бардов. Начинающий бард подробно
изучал премудрости поэзии, философию, тайный язык огам, ораторское искусство
и законы племени.
Затем барду предстояло научиться способам переложения окружающих событий
в поэтическую форму. Наиболее талантливые ученики посвящались в таинства
магии, обучались заклинаниям, дарующим духовную силу предвидения. Отдельным,
наиболее выдающимся кельтам удавалось проникнуть в святая святых религии
черного братства.
Следует отметить, что барды просуществовали дольше всех остальных институтов
кельтской религиозной секты. В Средние века бардов держали при дворе
короля в качестве поэтов и музыкантов, развлекающих знать.
Большим достижением кельтских научных знаний была развитая система соотношений
распорядка жизни племен и циркадных ритмов с лунными циклами. Современные
ученые уделяют много внимания биоритмологии. Новейшие разработки в сфере
измерений активности обмена веществ у человека в зависимости от смены
фаз лунного цикла увенчались успехом.
Таким образом, друиды за десятки веков до современных открытий обладали
ценными сведениями о «космосе» человеческого тела. Используя эти сведения,
они оказывали существенное влияние на структуру общинного быта. От древних
традиций кельтов произошел ирландский праздник урожая. В каждой ирландской
семье 1 ноября убирается дом, а в угол ставится столик с едой для духа
дома.
Как было отмечено выше, скотоводство имело большое значение для древних
галлов. Первого августа каждого года кельты предавались молитвам и устраивали
жертвоприношения богу Лугу. В современной Ирландии и Шотландии в этот
день устраивают ярмарки скота.
Сила солнечного света и плодородие животворящей земли воспевались кельтами
1 мая. Этот день назывался праздником святого Бела. Во время обрядов
поджигался хворост, и к небу вздымались «майские огни». Этими огнями
были «вымощены» тропы, по которым гнали скот. В вечернее время вокруг
пожарищ устраивали различные игрища и пляски.
Первого февраля праздновали «возвращение солнца». По верованиям друидов,
в это время бог солнца просыпался после долгой зимней спячки. Все обряды
кельтов посвящались его скорейшему пробуждению и очищению огнем застывшей
от холода земли. Снова зажигались множественные огни, жар которых по
религиозным представлениям друидов, растапливал плодородную землю.