Ранние верования
               

На главную

                   
       
Греко-римская религия
Кельты
Германцы и скандинавы
       
     
Славяне
Евреи
Индейцы
     
                                                       
Ранние верования
                 
Монотеистические религии
               
                       
Политеистические религии
                       
                 
Религии востока
                   
             
                               
 

Германцы и скандинавы

Подобно всем индоевропейским племенам, германцы появились на землях Европы в конце II тысячелетия до н. э. Изначально они обитали в районах, расположенных рядом с землями кельтов. С другой стороны реки Эльба, в древности называвшейся Лаба, жили славяне. Судьбы германских племен складывались неодинаково. После распада Римской империи племена франков продвинулись далеко на запад, где образовали новую этническую общность, положившую начало французской нации. Будущие англы и саксы переправились на Британские острова. Не обладая достаточной мощью, они не смогли установить на острове собственные порядки. С течением времени завоеватели слились в единое сообщество, сформировавшееся в английский народ.
Основная часть племен обосновалась на территории современной Германии. Народы, отправившиеся на север материка, стали родоначальниками скандинавского этноса. Проходивший в Европе процесс обращения в христианство не позволил германцам, обитавшим на материке, отразить в рукописях развитую мифологию.
Некоторые сведения о древней скандинавской религии можно было получить из книги «Германия» римского историка Тацита, изучавшего этнические традиции германских народностей в I веке н. э. Древние германцы особо почитали Меркурия, Марса, Геркулеса и Исиду. К сожалению, в работе Тацита не названы германские имена богов. Вероятно, в интерпретации римского автора так звучали имена Вода-на, Тиу, Донара и Фрейя.
Дни недели, посвященные этим богам, выбирались по аналогии с верховной троицей кельтских богов. Как полагают древние германцы, высшим божеством была Тиу, которая покровительствовала служителям культа, следила за соблюдением правопорядка в общине. Донар воплощал в себе образ бога-воина. Водан возглавил пантеон намного позже, приняв на себя некоторые обязанности Тиу. Функция охраны человечества от грозного чудовища перешла к Донару.
Тацит подробно описал культ богини плодородия Нертус; помимо самой богини, германцы почитали землю. В германских священных текстах, относящихся к X веку, верховным создателем назван Водан. Ему сопутствовали Фрия (Фрейя) и ее сестра Фолла. Сведения о ранних германских божествах настолько скудны, что невозможно сделать окончательный вывод о существовании единой мифологической системы, объединявшей религии континентальных народностей. Скандинавская мифология в исторических рукописях представлена более детально. Германские племена, расселившиеся на территории Скандинавии вели замкнутый образ жизни. Благодаря позднему переходу в христианство они долго сохраняли и развивали самобытные верования. В частности, население Исландии приняло христианство только в 1000 году. Древнейшие языческие идолы не уничтожались даже после утверждения новой религии.
Устные сказания постепенно становились сагами и легендами. Со временем записанные, они сохранили свою неповторимость и величие до наших дней.
В 1643 году исландский историк-любитель, епископ Брю-ньольв Свейнссон обнаружил рукописный сборник песен Исландии, относящийся к XIII веку. Сейчас фолиант хранится в Королевской библиотеке Копенгагена. Хотя специалисты назвали его «Королевский кодекс», широко распространено более романтичное название этого произведения — «Старшая Эдда».
Исландский общественный деятель Снорри Стурлусон (1178-1241) составил сборник, отразивший некоторые черты скандинавской языческой мифологии. Произведение историка и литератора Снорри называлось «Эдда»; оно представляло собой учебное пособие предназначенное для изучения поэтического искусства скальдов. Епископ Свейнссон, ознакомившись с произведением Снорри, доказал подлинность «Королевского кодекса». Этот вывод он сделал на том основании, что многие сюжеты этих работ были полностью идентичны. Вероятно, древняя рукопись послужила основным источником для пересказов и цитат «Эдды», написанной Снорри намного позже.
С того времени «Королевский кодекс», долго существовавший без названия, стал именоваться «Эдда», точнее «Старшая Эдда». В свою очередь, поэтический сборник исландца Снорри получил название «Младшая Эдда». Но Снорри был не единственным автором, включившим древние стихи в свое произведение. Песни из «Старшей Эдды» были обнаружены в рукописях, названных «Малая Эддика». Дальнейшие находки подобного рода послужили основанием для введения понятия эддическая поэзия, означавшего не только старинные стихотворные сказания, но и все произведения, созданные в похожем стиле.
По поводу слова «Эдда» долгое время велись многочисленные споры, к сожалению, так и не определившие точного его значения. Иногда его отождествляют с названием местности, где провел детство поэт Снорри. Слово, похожее по звучанию, существовало в языке древних германцев; в приблизительном переводе оно означало «прабабка» или «поэзия». Некоторые литераторы интерпретировали «Эдду» как «книгу из Одди».
В сборнике песни «Эдды» располагались в определенном порядке. На первых страницах — стихи, рассказывающие о богах. Эту часть назвали мифологической. Религиозные сюжеты сменялись песнями, воспевающими реальных героев. Несмотря на сходство пантеона богов скандинавов и континентальных германцев (Водан — Один, Донар -Тор), последние не оставили свидетельств об использовании мифологических песен «Эдды».
Неменьший интерес потомков вызвали произведения, написанные в повествовательном стиле. В «Песнях о Трюме» и «Песнях о Хюмире» рассказывается о путешествии бога Тора в страну страшных великанов. Работа «Речи Высокого», иначе называемая «Одина», написана в жанре народных пословиц. «Речи Вафтруднира» — это диалог между Одином и великаном Вафтрудниром, состязавшихся в мудрости и хитрости. «Речи Гримнира» представляли собой монолог Одина, обращенный к юному Агнару. Миф «Прорицание Вёльвы» рассказывает о происхождении мира, поэтически рисуя картину грядущей гибели человечества. Комедийный сюжет «Песни о Харбарде» построен на аллегориях и сравнениях. Наиболее популярный фрагмент «Эдды» называется «Перебранка Локи».
Из этих и других песен, не вошедших в «Эдду», можно уверенно судить о космогонии пантеона скандинавских германцев. Анализ эддической поэзии позволил выделить в ней две системы: пространственную (горизонтальную и вертикальную) и временную (космогоническую и эсхатологическую).
В горизонтальной плоскости показано противостояние великанов (ётуны, турсы) и карликов (цверги, черные аль-вы). Чаще всего борьба с великанами велась за женщин, реже — за различные магические предметы, созданные кузнецами. Здесь же содержатся и представления о четырех карликах, поддерживающих края неба по углам Вселенной.
В вертикальной плоскости располагались рассуждения о Мировом древе — ясене Иггдрасиля, соединявшем небеса (Асгард). На вершине древа находилось верхнее царство мертвых (Вальхалла), куда попадали отважные воины. Подвиг воина оценивал Один, помогали ему мифические девы валькирии («выбирающие мертвых»). Во время сражения они летали над полем боя и, завидев павшего воина, уносили его в Вальхаллу. Валькирии носили символические имена: Херфьётур — «путы войска», Хильд — «битва», Хлёкк — «шум битвы», Христ — «потрясающая», Мист — «туманная».
Люди, умершие обычной смертью, попадали в Нифль-хейм, низшее (подземное) царство мертвых. Здесь правили девы-норны, определяющие судьбу каждого родившегося человека. Подобно валькириям, они считались низшими божествами. На вершине Мирового древа сидел орел, а у корней расположился змей Нидхёгг. Средний уровень занимали четыре оленя, роняющие росу со своих рогов в подземное царство.
Космогоническая теория «Эдды» отражала сложный процесс формирования мира из пустоты Гиннунгагап, преобразующейся в космос путем заполнения. В мифе говорилось, что первые люди были безжизненны и не имели судьбы. Их оживили боги, а судьбу дали норны. Боги воздвигли небесный свод и предопределили значение Солнца и Луны. Упорядочив движение небесных светил, они ввели смену дней, месяцев и лет.
Скандинавская концепция сотворения и обустройства мира изложена в одной из песен «Эдды». В «Прорицании Вёльвы», так называлась эта песня, наступившая эпоха определялась как «золотой век», окончание которого ознаменуется катаклизмами, способными превратить Вселенную в хаос. Содрогания Мирового древа, представленные в «Прорицании» символизируют освобождение чудовищ, появление корабля мертвецов, великанов и прочих злых сил. В конечном сражении боги и чудовища погибают, огонь и снег (иней) поглощают земной мир, и все возвращается в исходное состояние.
Скандинавский пантеон включал в себя две группы богов. Первая, основная, группа называлась асы; их возглавлял Один, считавшийся родителем большинства асов. Кроме Одина, высшими богами были Тора, Ньёрда, Браги, Хейм-далля, Видара, Улля, Форсети, Локи, Бальдра, Фрейра, Маг-ни, Хёнира. Звания высших божеств удостаивались жены асов: Сив, Идунн и Скади. Другую группу составляли менее значительные боги — ваны, творцы плодородия. Их родоначальником был Ньёрд. Фрейр, сын Ньёрда, родился ваном, но после войны попал в плен к асам и остался среди них навсегда. В свою очередь Хёнир перешел к ванам, став их заложником. Поводом к священной борьбе послужило явление злой колдуньи Хейд, иначе называемой Гулльвейг — «сила золота». Войну начал Один, когда наступающие ваны стали грозить Асгарду, месту обитания асов. Во избежание более серьезного конфликта враги заключили мир, обменявшись заложниками.
Один (Водан) в верованиях германцев олицетворял мудрость и верховную власть. Вероятно, процесс обращения Одина в главу пантеона происходил именно в Скандинавии. Один нередко сеял раздоры; броском копья он начал войну, уничтожившую «золотой век». Этот бог лично совершал жертвоприношение: пронзенный собственным копьем, он девять дней висел на древе Иггдрасиль. Жалея внука, великан Бель-торн приносил ему «мед поэзии» (о нем речь пойдет нже) для утоления голода и жажды, затем вручил руны, символ мудрог сти. Данный ритуал в деталях совпадал с обрядом северных шаманов, что позволяет предположить их общие корни. Один считался колдуном и знатоком магических заклинаний; наличие мистических качеств объяснялось действием священного меда. Он покровительствовал мастерам и скальдам. Благодаря священным письменам, рунам, Один владел знаниями о судьбах мира.
В большинстве сказаний Один представлялся вместе с Локи, богом со странным, замысловатым характером, не имеющего аналогов в прочих мифологиях. Локи — самый неповторимый и знаменитый герой скандинавского эпоса, оставивший память о себе в различных фольклорных жанрах, вплоть до пословиц и поговорок. Он единственный из пантеона был связан почти со всеми мифологическими героями: состоял в кровном родстве с Одином и сопутствовал Тору. Помимо Одина, его родственниками были исполины и многие другие демоны. Локи участвовал в сотворении жизни и построении Асгарда, одновременно он способствовал гибели созданного им мира.
Основными качествами Локи являлись ум, лукавство, коварство, ловкость и чувство юмора. Трактовка сложной сущности Локи много веков была темой многочисленных споров. Некоторые связывали его имя со словом «лог» (огонь), считая Локи богом или демоном огня, а также добытчиком, положительным героем, отождествленным с Прометеем. Позже имя бога стали рассматривать как производное от глагола «лукан» (запирать), тем самым признавая за Локи право на уничтожение мира. Многие связывали бога с греческими титанами — такими, как Люцифер, — с некоторыми дьяволами германцев. Неоднократно высказывались предположения о довольно экзотическом происхождении Локи. Возможно, его прообразом был зловещий паук, сети которого на шведском языке обозначаются словом, близким по звучанию к имени этого бога. Культа Локи не существовало ни в Скандинавии, ни среди германцев.
Другую категорию представителей высшей мифологии составляли великаны и карлики. Великан почти всегда был героем-одиночкой, и лишь в редких случаях мог призвать кого-либо на помощь. Обычно он являлся хранителем сокровищ, чаще всего похищенных, а затем заколдованных. Карлики в большинстве случаев сами создавали эти ценные украшения и в сознании людей представлялись работающими в недрах гор кузнецами. Карлики в свою очередь делились на альвов и цвергов.
Бытовало мнение, что альвы были духами, стоявшими на низшей ступени, возможно, даже душами умерших, которые при жизни имели отношения к земледелию, а цвергов кое-где называли «черными альвами». «Младшая Эдца», например, разделяла альвов на «темных» и «светлых».
Согласно «Младшей Эдде», сначала цверги были простыми червями, обитавшими в теле великана Имира, после гибели которого произошло возникновение мира. Постепенно цверги стали играть важную роль, так как, согласно преданию, они изготовили золотые волосы для богини Сив, копье Гунгнир, которым пользовался Один, кольцо Драуп-нир для него же, молот Мьелльнир — атрибут Тора, колье Брисингамен для Фрейи.
Существует предположение, что впоследствии цверги, поддерживающие четыре угла неба, в соответствии со сторонами света стали называться Нордри, Судри, Аустри, Вестри.
Большую роль в мифологии играл карлик Квасир. По преданию, о нем поведал нам бог-скальд Браги. После того как был заключен мир между асами и ванами, боги сплюнули каждый по разу в кубок, в результате чего на свет появился Квасир. Этот человечек, несмотря на свой малый рост, был очень мудрым. Завистники, цверги Фьялар и Галар, обманом заманили его в свой дом и убили, после чего смешали его кровь с медом. В результате получился так называемый мед поэзии, который они передали в качестве выкупа за смерть великана Гилинга и его жены сыну убитых, Суттунгу.
Мед поэзии хранила Гунлед, дочь Суттунга. Мед уже давно привлек внимание Одина, который решил им завладеть. Он устроил потасовку между слугами Суттунга, после чего, назвавшись чужим именем, поступил в услужение к брату Суттунга, Бауги, а когда подошел день оплаты, попросил вместо нее один глоток меда. Бауги решительно отказал, и тогда Один решил действовать обманом: он обратился в змея и без труда прополз в отверстие, оставленное в скале, где хранились три сосуда с медом. Он провел с Гунлед три ночи, и та дала ему разрешение отхлебнуть немного из каждого кувшина. Один сумел тремя глотками полностью осушить кувшины и, приняв облик орла, улетел в Асгард. Там он выплюнул весь мед в чашу и отдал ее асам и поэтам.
Такое внимание меду было уделено потому, что для скандинавской мифологии он считался символом мудрости, духовного обновления, давал власть над магическими силами. Поэтому искусство поэтов называли «глотком Одина», «даром Одина». Согласно легенде, Дерево мира было покрыто медовой росой, и корни его находились в медовых источниках. Раненые воины получали исцеление, выпив медовое молоко козы Хейдрун.
Наряду с богами и героями, существовали и представители более низшей мифологии, чьи деяния были ближе и понятнее простому народу. Мало кому известен Локи, зато любой школьник знает, кто такие эльфы. Именно германо-скандинавские альвы были прототипами эльфов и делились также на «светлых» и «темных».
«Светлые» эльфы — это симпатичные существа, любившие музыку, танцы, цветы, прядение; считали, что легкая паутинка, летающая в воздухе приблизительно в конце лета — именно их работа. Поэтому эльфов называли добрыми духами света, воздуха.
К «темным» эльфам обычно относили гномов, подземных любителей кузнечного искусства, которые унаследовали его от цвергов. Как правило, гномы представлены в виде скупых человечков, тщательно охранявших спрятанные и предварительно заколдованные сокровища.
Иногда эльфы являлись собирательным образом духов природных явлений. Образ саламандры символизировал огонь, сильфиды олицетворяли воздух, гномы — землю, ундины (девушки с рыбьими хвостами, которых обычно представляли себе мирно сидящими на берегу и расчесывающими длинные русые волосы) — воду.
Олицетворением русалок являлись никсы. Согласно мифологии, никсы, живущие в прекрасном дворце на дне моря, принимали облик либо старухи, либо очаровательной девушки, заманивали доверчивых людей и губили их. Иногда никсы получали человеческий облик и вместе с тем возможность жить на земле со смертными мужчинами. Не все никсы были отрицательными персонажами, но им жизненно необходимо было иметь не менее одной жертвы в год для пополнения жизненной энергии.
Довольно частый персонаж в германо-скандинавских сказках — живущий в горах тролль — великан, обладающий безобразной внешностью, глупой головой и грубой силой. Для людей тролли — это злобные существа, которые могли доставить очень много неприятностей и даже съесть. Тролли так же, как и гномы, охраняли сокровища, запрятанные глубоко в недрах гор.
Феи—любимые героини сказок почти всех детей мира — волшебницы, как правило, добрые существа, хотя встречались злые феи, правда, очень редко, их обычно называли колдуньями.
Феи были небольшого роста, очень изящны и красивы, имели маленькие очаровательные крылышки.
Низшая мифология постепенно становилась популярной, что можно было заключить из того обстоятельства, что уже в эпоху Средневековья невозможно было установить происхождение персонажей, между тем как «божественная» мифология оставалась неизменной, несмотря на то, что и в ней встречались общие, характерные для кельтов, славян и германцев персонажи. Примером популярности низшей мифологии могло послужить предание о фее Мелюзине, которое встречалось и в Англии, и во Франции, и в Германии. Между тем предание, скорее всего, имеет кельтское происхождение. Что касается германской мифологии, то можно с уверенностью сказать, что песни о героях и песни о богах в «Старшей Эдде» получили четкое разграничение, причем как бы промежуточную стадию занимала «Песнь о Велунде». Ве-лунд, волшебник-кузнец, в реальности никогда не существовал, но действие «Песни» происходило в мире людей и, как можно было заключить, описывало борьбу между германскими и финскими племенами. Велунд был сыном конунга финнов, а его соперником был швед Нидуд. Следом за «Песней о Велунде» идут три песни о Хельги, который считался одним из основных героев скандинавского эпоса. Сведения о нем противоречат друг другу: только в одной «Старшей Эдде» упоминаются четыре Хельги, причем трое из них имели возлюбленных валькирий, а четвертый (самый первый из упоминавшихся) был женат на родной дочери и стал отцом Хрольва Краки. Кстати, исследователи проводят параллель между скандинавским Хельги и русским былинным богатырем Вольгой.
Первая песнь о Хельги рассказала о нем как об убийце Хундинга. Здесь героя представили как сына Сигмунда и брата Сигурда. Основная мысль этих песен — подвиги, совершаемые Хельги, месть и помощь, которую оказывали ему валькирии. Некоторые признаки указывали на то, что роды германских и скандинавских королей происходили от асов, вот откуда брали свое начало мотивы для биографии героев. К примеру, первая песнь рассказывала о том, что новорожденному Хельги норны предсказали великую, но и одновременно трагическую судьбу.
Более подробно биография Хельги рассказывалась во второй песне, где он был назван сыном Хьерварда, давшего обет жениться на прекраснейшей девушке в мире. Такой девушкой была Сигрлинн, дочь конунга Свафнира. Но Хьер-вард получил отказ от высокомерной девушки, и потому в следующий раз конунг вместе с воинами попросту выкрал ее из дома. У них родился сын, который вырос статным, прекрасным и несловоохотливым юношей; правда, он очень долго не имел имени. Как-то раз к нему явились девять валькирий и одна из них — дочь конунга Эйлими по имени Сва-ва, подойдя к нему, дала имя Хельги и предсказала ему славное будущее.
«Вторая Песнь о Хельги, убийце Хундинга» рассказывала о том, как Хундинг постоянно преследовал Хельги, как Хельги был вынужден, переодевшись рабыней, заниматься самой черной работой. Здесь он добился любви дочери конунга Хегни Сигрун, которая была Свавой, получившей второе рождение. Описывались подвиги, которые совершал Хельги до и после своей смерти.
В «Песнях о Хельги» исторические и мифологические имена не только смешивались между собой, но и награждались красочными эпитетами. Также не следовало особо верить и географическому обозначению действия песен. С достоверностью можно было сказать только одно: все они происходили в далеком и героическом прошлом.

             
             
 


Используются технологии uCoz