Греко-римская религия
В развитии мировой цивилизации важнейшую роль сыграла
культура античного мира, уходящая своими корнями в религиозные представления
древних греков и римлян. Религиозная система этих народов за весь период
своего развития претерпела немало изменений.
По свидетельству историков, занимавшихся этой темой, в догомеровский
период в Греции наиболее распространенными были анимистические, тотемистические
и фетишистские культы. Основой религиозного восприятия древних эллинов
было осознание таинственной жизни окружающей их природы.
Древние греки полагали, что жизненной силой наделен не только органический
мир животных и растений, но и горы, минералы, реки, и т. д.; считали
божественным и одухотворенным весь окружающий мир, который, по их мнению,
был населен различными потусторонними силами, воплощенными в священных
предметах, существах и явлениях. Эти силы обитали в пещерах, деревьях,
источниках и т. д. Духи могли быть как антропоморфного, так и звероподобного
вида.
В честь различных божеств проводились религиозные обряды с целью умилостивить
их и отвести от себя гнев природы. Например, греки не решались переправляться
через реку, если при проведении жертвоприношений духи каким-либо тайным
знаком не показывали своего согласия. Эллины считали, что в лесах жили
многочисленные нимфы — дриады, которые в лунные ночи покидали свои деревья
и водили хороводы под предводительством богини Артемиды.
Отдельные проявления подобных верований сохранились и в более поздний
период: знаменитый Пан, сын бога Гермеса и нимфы Дрионы, являвшийся
духом-хранителем коз, изображался с рогами, длинной бородой и козлиными
ногами.
Согласно легенде, Пан в полдень ложился спать, и если какой-то неосторожный
пастух будил его, то божество высовывало свою косматую голову и так
рявкало, что козы в ужасе разбегались. Отсюда и пошло знаменитое выражение
«панический страх».
Огромное значение для эллинов имело море, поэтому особое отношение было
к владыке всех вод Посейдону и его супруге Амфитрите. Впоследствии морской
повелитель стал одним из главных олимпийских богов. Посейдона окружали
многочисленные морские нимфы — нереиды. В водах обитали и сатиры — тритоны,
юноши с рыбьими хвостами. Существовал и морской Пан, которого звали
Протей. Он занимался тем, что пас стада причудливых моржей. Согласно
представлениям эллинов, Протей, подобно морю, постоянно менял свое обличье.
Если же утопающий человек услышал заунывную песню сирен, сидевших на
далеких пустынных скалах, значит, согласно мифам, настал его смертный
час.
Религия древних греков в догомеровский период основывалась на культе
земли, из которой все появляется и куда все возвращается. В то время
эллины считали, что небо также является порождением земли.
В произведении Гесиода (VI век до н. э.) «Теогония» в какой-то мере
отражено мировоззрение греков, живших в тот период: «Вначале существовал
лишь вечный безграничный, темный хаос. В нем заключался источник жизни
мира. Все возникло из хаоса: весь мир и бессмертные боги. Из хаоса произошла
и богиня земли Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему
живому, что растет и живет на ней. Далеко под землей, как далеко от
нас необъятное, ветлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар
— ужасная бездна, полная вечной тьмы».
Далее говорилось, что «из хаоса, источника жизни, родилась могучая сила,
все оживляющая любовь — Эрос». Постепенно начал создаваться новый мир:
из Хаоса появились вечный мрак Эреба и темная ночь Нюкту, а из них в
свою очередь произошли вечный свет Эфир и радостный светлый день Гемера.
Свет стал разливаться nо всему миру, в результате чего ночь и день начали
сменять друг друга. После этого, согласно преданию, «могучая, благородная
земля породила беспредельное голубое небо -- Урана, и раскинулось небо
над всей землей». Из земли поднялись высокие горы и широко разлилось
«вечно шумящее» море. Далее Ге-сиод повествует о войне богов с титанами,
которые родились от брака земли Геи и неба Урана.
В VI веке до н. э., когда была написана «Теогония», эллины уже практически
ассимилировали развитую крито-ми-кенскую культуру, на фундаменте которой
был создан древнегреческий пантеон богов во главе с всемогущим громовержцем
Зевсом. Согласно преданию, он был сыном Кроноса (Хроноса) — одного из
небесных титанов . Кроме Зевса, на небе обитали Гелий-Солнце и Селена-Луна.
Греки считали, что Гелий каждый день проезжал на своей золотой колеснице,
освещая землю.
Согласно греческими мифам, древние боги — это антропоморфные существа,
обитавшие на вершине горы Олимп. Их отношения между собой выглядели
как прообраз связей в раннем родоплеменном древнегреческом обществе,
а взаимодействия Зевса с другими богами сильно напоминали отношения
царя-басилевса со своими подданными.
Громовержец управлял миром, опираясь на аристократию богов — таких,
как Аид, Посейдон и другие. Каждый из них имел свою подконтрольную территорию
и сферу деятельности, а также свиту, состоящую из менее значительных
богов и духов. Например, Аид вместе с супругой Персефоной управлял подземным
царством, а Посейдон был властелином всего водного пространства — океана.
Люди в Древней Греции не делали противопоставления между собой и богами;
по их мнению, боги часто вели себя как простые смертные: ссорились,
соперничали, воевали друг с другом. Им не были чужды человеческие страсти
— они нередко влюблялись в людей и даже вступали с ними в брак, рождая
потомство. Такими полубогами были легендарные герои Геракл и Ахиллес,
которые отличались от людей бессмертием, могуществом и были способны
творить чудеса, что недоступно для человека. Полубоги в некоторых случаях
даже могли вступить с богами в схватку и одержать победу, но, как правило,
при помощи других небожителей. Великий древнегреческий мудрец и философ
Гомер в своих призведениях «Илиада» и «Одиссея» отобразил мировоззрение
соотечественников в тот период.
По сравнению с греками, жившими в крито-микенский период, которые воспринимали
мир в контексте дисгармонии и хаоса, осознание действительности эллинами
в классический период уже связывалось с идеями космоса, гармонии и порядка.
Понятие «космос» означало гармонизированный упорядоченный мир, во главе
которого стоит Зевс и его окружение.
По представлениям древних греков, для того чтобы уберечь себя от гнева
богов, последних необходимо было всячески одаривать. Именно поэтому
в древнегреческих культах был широко распространен обряд жертвоприношения.
В городах строились специальные храмы и алтари, которые посвящались
различным богам.
Необходимо отметить, что, наряду с признанием общего пантеона богов,
у простых людей продолжали существовать обряды поклонения местным божествам.
Кроме того, древние греки распределяли богов по их специализациям, связанным
с теми или иными нуждами людей.
Большой популярностью пользовались предсказания. Соответствующие обряды
проводились в храме Аполлона в Дельфах. Служительница этого храма --
Пифия — по просьбе желающего в образной форме сообщала ему волю богов.
Особое место в древнегреческой религии занимало гадание по внутренностям
жертвенного животного — гарус-пиции. Этот обряд осуществлял служитель
храма, которого называли жрецом. В зависимости от результата проведения
данного ритуала эллины принимали решение о дальнейших действиях. Например,
перед тем как отправиться в военный поход, начать сражение или совершить
какой-либо другой ответственный поступок, обязательно проводились гаруспи-ции,
чтобы узнать мнение богов.
Одна из основных причин проведения этих обрядов состояла в том, что
в мировоззрении древних греков сильна была вера во всесилие рока. Все
существа мира — люди и боги — находились во власти рока. Даже громовержец
Зевс, несмотря на свое могущество, зависел от его воли.
Древнегреческие жрецы говорили: «Нет такой силы, такой власти, которая
могла изменить хоть что-нибудь в том, что предначертано богам и людям.
Одни мойры знают веления рока». Представление о Мойрах являлись основополагающими
положениями античного мировоззрения. «Мойра Клото прядет жизненную нить
каждого человека, определяя срок его жизни: когда обрывается нить, заканчивается
и жизнь человека. Мойра Лахес вынимает, не глядя, жребий, который выпадает
человеку в жизни. Мойра Антропос заносит в свиток все, что назначили
человеку ее сестры, а то, что занесено в свиток неизбежно». Понятия
рока, в основном, были характерны эллинам, жившим в ранний классический
период истории Древней Греции. По прошествии нескольких столетий произошла
модификация взглядов, которая привела к утверждению представления о
том, что рок воздействует на человека через его свободную волю, а индивид
сам несет ответственность за свои поступки.
Поскольку в Древней Греции не существовало государственной религии,
культовая система не была монолитной. В ней могли сосуществовать даже
противоположные представления. Ярким примером тому служит отношение
к культам Аполлона и Диониса.
Аполлон в древнегреческом пантеоне являлся богом света, олицетворяя
собой закон, разум и общественную гармонию, а его последователи придерживались
уравновешенного и спокойного образа жизни.
Два главных празднества мореходства — Дельфиний и Пианопсии — были посвящены
не Посейдону или Гермесу, а богу, не имеющему ничего общего с торговлей
и морем — Аполлону. Тем не менее, весь цикл праздников в греческих общинах
был установлен при содействии и благословении Дельфов, где центральное
место занимал именно Аполлон.
Дионис — бог виноделия — представлял стихийное, разрушительное, органическое
начало. Его верными спутницами и помощницами были менады. Приверженцы
данного культа устраивали шумные оргии, во время которых совершались
всяческие безобразия.
Культ Диониса в Древней Греции не имел ничего общего с культом богини
Деметры, которая со временем из скромной богини зреющей нивы превратилась
в закононоситель-ницу и хранительницу тайн загробной жизни. Дионис пришел
в Грецию как бог творческого экстаза, приносящий своим посвященным весть
о бессмертии их души, а впоследствии преобразовался в бога виноделия
и безграничного веселья.
Когда древнегреческое общество перешло от охотничьего быта к скотоводческому,
люди почувствовали потребность посвятить богам и эту отрасль труда.
Гермес, согласно легенде, похитил с Олимпа первое коровье стадо и, подобно
Прометею, который одарил людей священным огнем, передал человечеству
навыки скотоводчества.
В VI веке до н. э. в Греции появились религиозные течения, призывающие
к проведению различных мистических церемоний. Одним из подобных направлений
являлся орфизм, главной фигурой которого был бог-певец Орфей, умирающий
и воскресающий.
Другое мистическое течение называлось пифагореизмом. Его приверженцы
являлись последователями античного философа и математика Пифагора. Этот
ученый выдавал себя за потомка полубога Геракла, и в это свято верили
его ученики. Сторонники подобных верований разработали свою религиозную
концепцию, в которой существенную роль играла медитация, как в индуизме
и буддизме.
Впоследствии подобные религиозные направления оказали существенное воздействие
на формирование так называемых элевсинских мистерий, культовые действия
которых были напрямую связаны с обрядами, посвященными богине земледелия
и плодородия Деметре.
Крестьяне, желавшие собрать хороший урожай, а также женщины, жаждущие
обзавестись потомством, приносили Деметре жертвоприношения. Элевсинские
мистерии проводились в весенний период, в то время, когда природа пробуждалась;
обряды сопровождались представлениями и плясками.
В VI веке до н. э. в Элладе был достигнут идеал красоты в изображении
богов, которым, однако, не хватало индивидуализации: они были похожи
друг на друга. Данный недостаток был преодолен только в V веке: заметно
смягчилась строгость в облике богини-матери Деметры, образ Апполо-на
стал идеалом умственной и физической красоты, Дионис, как и пленительная
Афродита, окончательностал богом сокровенных чар.
В IV-III веках каждый храм эллинских богов — Аппо-лона в Дельфах, Деметры
и Коры в Элевсине, Афины Пал-лады на Акрополе, Зевса в Олимпии и т.
д. — стал настоящим музеем.
Частная религиозная жизнь человека была возведена в ранг государственной
политики. Когда гражданину поручалась государственная должность, его
предварительно спрашивали о том, исполняет ли он обязанности своего
наследственного культа. Проведение этого допроса было связано с опасениями:
как бы гнев богов не обрушился на ту отрасль государственной деятельности,
которая ему поручалась.
Государственный характер эллинской религии сказывался и на том обстоятельстве,
что праздники в честь всех богов проводились при участии правительственных
структур.
Для Древней Греции была характерна героизация людей за особые заслуги
(аналогия причислению к лику святых в христианстве). В каждом городе
были свои герои, каждый из которых давал населенному пункту свое имя:
в Спарте-Лакедемоне чтился Лакедемон, в Коринфе — Коринф. Одним из героев
Афин являлся Академ; в честь него впоследствии стали именовать учебные
заведения.
В то время, когда эллинизм был еще ограничен пределами Греции, греки
в полной мере проявляли терпимость по отношению к другим религиям. Они
считали, что все человечество поклонялось одним и тем же богам, носившим
разные имена. На почве этих представлений Дельфы попытались сделать
свою религию общечеловеческой. В частности, на Западе, в Риме, во времена
правления Тарквиниев был признан Аполлон. На Востоке греческие верования
приживались с трудом. Только тогда, когда Александр Великий сломал барьер,
разделяющий Элладу с восточными странами, а его наследники стали властителями
завоеванных территорий, наступил час религиозного объединения. В Древнем
Риме история религии прошла те же ступени развития, что и в Древней
Греции. Ярким примером, свидетельствующим о сохранившихся пережитках
тотемических культов, послужила легенда о братьях Ромуле и Реме — основателях
Рима, которые были вскормлены волчицей.
Согласно легенде, в городе Альба-Лонга правил потомок героя Троянской
войны Энея Нумитор. Его завистливый брат Амулий сверг царя с престола
и убил его сына, а дочь Рею Сильвию сделал весталкой — жрицей богини
Весты. Весталки давали обет безбрачия, за нарушение которого их живьем
зарывали в землю.
Но красота царской дочери очаровала Марса, и весталка родила от бога
близнецов. Амулий повелел бросить младенцев в реку Тибр, но Марс спас
своих детей. Когда царский раб принес корзину с новорожденными к берегу,
поднялась ужасная буря и он не решился подойти близко к реке. Раб бросил
свою ношу на берегу и убежал.
Брошенных детей вскормила волчица, а затем их нашел свинопас Фауступ
и взял в свой дом. Однажды судьба свела близнецов с Нумитором, который
догадался, что перед ним его родные внуки.
Ромул и Рем свергли с престола коварного Амулея и вернули трон своему
деду. Но сами они не захотели остаться в Альба-Лонге, так как чувствовали
себя рожденными властвовать, а не подчиняться. Они решили основать новый
город на том самом месте, где их нашла и вскормила волчица. Однако идея
вызвала раздор между братьями. Они не могли решить, чьим именем будет
назван город, и кто из них будет в нем править. Споры ни к чему не привели,
и близнецы решили по полету птиц узнать мнение богов.
Однако и гадание не дало им однозначного ответа. Рем первым увидел шесть
круживших коршунов, но затем мимо Ромула пролетели двенадцать таких
же птиц. Рем рассудил, что правителем должен стать он, поскольку первым
увидел знамение, но брат был с этим не согласен, так как у него коршунов
было вдвое больше.
Ромул принялся копать ров, чтобы обозначить контуры будущего города,
а Рем, насмехаясь над братом, стал перескакивать через ров, приговаривая,
что нигде не видел таких мощных укреплений. Ромул, потеряв голову от
гнева, убил брата и вскричал: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить
границы моего города!»
Похоронив брата, Ромул выполнил ритуал закладки города. Он вместе с
товарищами прошел обряд очищения огнем. После этого была вырыта яма,
куда каждый бросил комок земли, привезенный из местности, в которой
проживали его предки. Затем на этом месте Ромул воздвиг алтарь и разжег
жертвенный огонь — священный очаг нового города. Он очертил границы
города, проведя священную борозду, на месте которой позднее были построены
городские стены.
Выполнив все положенные обряды, Ромул дал городу свое имя (Roma — Рим)
и стал его первым царем. Он правил сорок лет, после чего, как гласит
легенда, исчез в вихре на Марсовом поле.
О начальном этапе римской религии нам стало известно из книги жрецов
«Индигитаменты». Древние римляне верили, что в мире существуют безличные
силы numina, проявляющиеся в различных предметах, явлениях, живых существах.
Боги на ранних этапах развития римской религии представлялись в виде
символов, например Юпитер — камень, Марс — копье. Для данного времени
была характерна неопределенность пола божеств.
Римская мифология сложилась под влиянием этрусской и греческой традиций.
Объединение древних родовых общин приводило к слиянию их божеств. С
вытеснением родовых связей соседскими большое значение приобрели культы
фамилий, культы соседских общин и общеримские культы.
В римской мифологии боги делились на небесных, земных и подземных. При
любом важном начинании людям необходимо было знать, как отнесутся к
этому божества. Такие знания римлянам давали авгуры, читавшие волю богов
по полету птиц, и гаруспики, узнававшие ее по внутренностям жертвенных
животных.
Для тех же самых целей использовались «Сившшины книги», связанные с
воспринятым от эллинов культом Аполлона. Эти книги хранились жрецами,
и их содержание было тайной для простых смертных. В случае получения
грозных знамений жрецы по особому постановлению сената искали в этих
книгах способ предотвратить надвигающееся несчастье.
Когда Римское государство стало могущественной средиземноморской державой,
ей удалось завоевать Древнюю Грецию, культура которой находилась на
значительно более высоком уровне развития. Эллинская цивилизация оказала
существенное воздействие на все сферы жизни римского общества, в том
числе и на религию. Практически весь пантеон богов и обряды римляне
заимствовали у греков.
Разница заключалась в том, что в Риме боги приобрели новые имена. Например,
Зевс стал называться Юпитером, его жена Гера — Юноной, Деметра — Церерой,
Мойры — Парками и т. д. Римский пантеон включал в себя также богов,
перенятых у других народов. Существовало даже поверье, что можно с помощью
специальных обрядов переманить на свою сторону богов врага.
На развитие римских религиозных воззрений оказали огромное влияние демократизация
общества, победоносные войны и взаимодействие с более развитыми культурами.
В условиях демократии не смогла сформироваться замкнутая каста жрецов.
Гражданская община в Риме имела большое значение, благодаря чему в религии
не образовалось догм. Римляне почитали различных богов, но они вправе
были думать и говорить о них что угодно. Боги являлись как бы членами
общины; впоследствии даже возникла идея, что мир — великий город людей
и богов. В классический период истории Рима главенствующей формой религии
был культ полисных богов, основное место в котором отводилось покровителю
Рима Юпитеру. В центре Рима, на Капитолийском холме, по приказу императора
Тарквиния Гордого для проведения обрядов, посвященных Юпитеру, был возведен
величественный храм.
Неприязнь к людям, ставившим себя над народом, препятствовала возникновению
культа царей и героев. Этика определялась не религией, а благом гражданской
общины. Агрессивные войны, стоившие народу многих жертв, оправдывались
мифом о Риме как о городе, которому сами боги предначертали власть над
миром.
Римские правители, интерпретируя эллинские мифы, стали претендовать
на божественное происхождение, а также на особое положение своей души
в загробном мире. В некоторых провинциях получил распространение культ
полководцев. Впоследствии такие воззрения привели к возникновению императорского
культа. Римский миф с установлением империи утратил свое значение.
Правители Римской империи понимали, что огромное государство нуждалось
в едином объединяющем религиозном начале. Во времена царствования цезаря
Октавиана Августа была предпринята первая попытка внедрить культ императора.
Для этих целей были воздвигнуты специальные храмы, изваяны статуи правителя
и разработана особая процедура культового действия, в которую входила
присяга на верность римскому цезарю и его империи.
Однако попытка внедрения нового религиозного церемониала не везде увенчалась
успехом, так как некоторые народы воспротивились проведению этих культовых
мероприятий. Во многих странах подобный обряд воспринимался как поклонение
чужому идолу и противоречил многовековым религиозным традициям. Люди
посчитали, что введение культа императора будет отречением от своего
истинного бога или богов. Наиболее напряженная обстановка сложилась
в Палестине, где в упоминаемый исторический период господствующее положение
занимал иудаизм.