Индейцы
Религиозные воззрения древних майя включали в себя представления
о многочисленных богах, населяющих небо и подземное царство. Особое
место в мифологии отводилось судьбе человеческой души после смерти.
Небеса разделялись в представлении индейцев майя на тринадцать уровней,
на каждом из которых царствовало свое божество. Опорой небосводу служили
пять мировых деревьев, стоявших по четырем сторонам и в центре прямоугольной
плоской земли. Души погибших на поле боя воинов, и женщин, умерших при
родах, отправлялись на небо, в рай бога солнца. Утонувшие и убитые молнией
попадали в рай бога дождя.
Но большую часть людей, умерших обычной смертью, ожидала другая участь.
Они попадали в мрачное подземное царство, состоявшее из девяти уровней.
Подземный мир, называемый Миктлан («область мертвых», «область бесплотных»,
«область, где мы утрачиваем себя»), представлялся в майяской мифологии
очень страшным местом, где душа умершего должна была пройти через тяжкие
испытания.
Умерший в своих скитаниях по подземным лабиринтам переплывал реки из
гноя и крови, проходил между скалами, сталкивающимися друг с другом.
Он попадал в такие места, где холодные ветры пронизывали его, как обсидиановые
ножи. После четырех лет таких странствий душа попадала в самый нижний
ярус преисподней, где во дворце из человеческих костей находился Повелитель
Страны Мертвых Мик-тланцекухтли со своей супругой. Им подчинялись все
остальные божества подземного царства. Эта страшная чета изображалась
индейцами в виде скелетов.В индейском эпосе «Пополь-Вух» подробно описаны
приключения божественных героев-близнецов в Шибальбе (подземном царстве).
У богини-матери Шмукане, как повествуется в эпосе, было двое сыновей
— Хун-Хун-Ахпу и Ву-куб-Хун-Ахпу. Они очень любили играть в мяч и целыми
днями предавались этому развлечению. В конце концов их шумные забавы
разозлили правителей Шибальбы, и те заманили братьев в подземное царство.
Близнецы должны были пройти в преисподней через нелегкие испытания,
последним из которых было состязание в ритуальной игре в мяч с подземными
обитателями. Потерпев поражение, братья были умерщвлены. Голову Хун-Хун-Ахпу
владыки Шибальбы повесили на дерево в знак своего триумфа. Случилось
так, что, когда под деревом проходила дочь одного из богов подземного
царства, на нее упала слюна с отрубленной головы, после чего девушка
забеременела. Убежав из Шибальбы на землю, она родила новых божественных
близнецов — Хунахпу и Шбаланке.
Братья выросли и стали сильными и красивыми юношами, искусными в охоте
и ритуальной игре в мяч. И с ними повторилась история первых двух близнецов
— разгневанные правители Шибальбы велели им спуститься в подземное царство.
Странствия братьев в мрачных владениях подземных богов, очевидно, отражают
представления древних майя о пути человеческой души после смерти. Герои-близнецы
преодолели крутые холмы и овраги, переплыли реку из крови и гноя и пришли
в конце концов к пересечению четырех дорог разного цвета. Здесь братья
пустили по выбранной ими черной дороге вперед себя москита, который,
кусая владык подземного царства, узнавал их имена, отчего те утрачивали
свое могущество. Всего в мифе названо поименно двенадцать подземных
богов; главными среди них были Хун-Каме (Первая Смерть) и Вукуб-Каме
(Седьмая Смерть).
Братьям пришлось пройти нелегкие испытания в пяти домах преисподней:
доме Холода, доме Ягуара, доме Летучих Мышей, доме Обсидиановых Ножей
и доме Мрака. Владыки Шибальбы придумывали для близнецов невыполнимые
задания, но герои успешно справились с ними. В доме Мрака, например,
братья должны были всю ночь курить сигары и жечь лучины, после чего
вернуть их совершенно целыми. Братья нашли выход из положения: они привязали
к лучинам огненно-красные перья и посадили светлячков на концы сигар,
создав видимость, что курят и жгут лучины.
После всех испытаний состоялась ритуальная игра в мяч, в которой близнецы
вышли победителями. Чтобы окончательно сокрушить владык преисподней,
герои продемонстрировали свою способность изрубить себя на куски, после
чего воскресли. Они соблазнили подземных правителей попробовать проделать
то же самое. Хун-Каме и Вукуб-Каме были разрублены на части и не воскрешены
вновь. Победив подземных владык, братья вознеслись на небо, в царство
света. Одному из братьев было дано во владение Солнце, другому — Луна.
Культ героев-близнецов был широко распространен в стране древних майя.
Им поклонялись как богам. Они служили проводниками душ умерших по Подземному
царству, посредниками между миром мертвых и миром живых.
Пантеон подземных богов, представленный на керамических сосудах с надписями,
используемых при погребении, поразительно сложен и имеет свою иерархию.
Главные боги преисподней, известные под условными именами N и L, управляли
целым сонмом второстепенных богов. Бог N изображался с раковиной улитки,
L — с сигарой и в головном уборе с фигурой птицы наверху. В росписях
встречаются сцены убийства бога N близнецом, вытащившим его из раковины.
Всего на различных изображениях представлены десятки разных богов царства
мертвых, обозначенных каждый своим именным иероглифом. Все это свидетельствует
о том, что потусторонний мир в представлении майя был очень многогранен
и населен множеством сверхъестественных существ.
Следует отметить, что о духовной культуре майя очень мало известно.
Огромное количество книг этого народа было уничтожено конкистадорами.
Поэтому сейчас трудно представить, как мыслили и чувствовали эти люди,
создавшие одну из величайших цивилизаций древности. По имеющимся свидетельствам
и находкам можно судить о том, что пантеон богов майя был велик и разнообразен,
имел сложную иерархию, а поклонение им часто выражалось в жуткой форме
кровавых человеческих жертвоприношений.
Каждая из земледельческих культур, выращиваемых майя, находилась под
покровительством своего бога. Известны бог маиса, бог какао и другие
подобные божества. Почитался индейцами бог Чак, покровительствующий
земледелию. Он изображался обычно на фоне дождя с орудиями для возделывания
земли в руках. Чак занимал шестое место в иерархии богов.
Пользовался почитанием бог дождя Тлалок На изображениях его лицо выкрашивали
в синий цвет, что символизировало воду. Этот бог являлся также повелителем
бури, грома и молнии, поэтому его лоб покрывали черной краской.
Самым главным среди богов индейцы считали Солнце. Существовала легенда
о том, что Солнце со своей женой Луной когда-то жили на земле. Луна,
видимо, оказалась не самой лучшей из жен, потому что однажды она изменила
мужу. Чтобы подобное не повторялось, бог вместе со своей женой переселился
на небо. В ходе ссоры разгневанный супруг выбил Луне один глаз, потому
она сияет не так ярко, как солнце.
Ссоры между Солнцем и Луной не прекратились и на небе. Когда происходит
подобная перебранка, случается солнечное или лунное затмение. Индейцы
считали также,что Солнцу нелегко изо дня в день двигаться по небу. Для
поддержания его сил непременно требуется человеческая кровь. И бог щедро
получал эту кровь, регулярно проливаемую людьми на жертвенных алтарях.
Жречество майя, называемое ах-кин («слуги солнца»), делилось на несколько
групп, имевших свои обязанности. Во главе всех жрецов стоял ах-кин-маи
— верховный священнослужитель города-государства.
Ритуальные действия сопровождались человеческими жертвоприношениями.
Существовала особая категория жрецов — накомы, которые умерщвляли людей,
приносимых в жертву богам.
Способы жертвоприношений были самыми разными. Например, в Чичен-Ице
был построен специальный колодец — сенот, куда сбрасывались девушки,
которым было предназначено стать невестами бога плодородия Юм-Каша.
В этот же колодец бросали и другие дары — золото, драгоценности, нефрит.
Был распространен и другой обряд принесения в жертву. Человека привязывали
к столбу, после чего жрец взрезал несчастному живот и кровью обмазывал
статуи божеств. Затем все тело человека окрашивали в синий цвет, только
в области сердца наносили белую краску. В получившуюся живую мишень
индейцы, исполняя ритуальный танец, выпускали стрелы излука. Иногда
человека клали на жертвенный алтарь и на-ком, разрезав ему грудь, вырывал
сердце. Безжизненное тело он сбрасывал с алтаря, а другие жрецы, подхватив
его, сдирали кожу и надевали ее на себя.
Одним из основных божеств в мифологии индейцев Центральной Америки считался
Кецалькоатль, создавший, по их мнению, человека и культуру, управляющий
стихиями, покровительствующий науке. Слово «ке-цалькоатль» буквально
означает «змея, покрытая зелеными перьями».
У майя были свои представления о конце света. Более того, они считали,
что нечто подобное уже случалось, и мир существует уже в четвертый раз.
Однажды он был уничтожен солнцем, второй раз его разрушил ветер, третий
— вода. Существующий мир, по мнению майя, должен погубить страшный обитатель
подземного царства — ягуар. Разъяренный зверь выйдет из своих мрачных
пещер и растерзает сначала жрецов, потом остальных индейцев, а после
этого и все человечество.