Зороастризм
Основателем зороастризма был Заратуштра Спитама (греки
называли его Зороастр), родившийся в 1738 г. до н. э. в северо-восточной
части Ирана. Философ начал проповедавать новую доктрину о добре, зле
и воздаянии. Заратушт-ра был одним из первых пророков, проповедовавших
веру в единого всеведущего и всемогущего бога-создателя — Аху-рамазду,
который поддерживает и продвигает Вселенную. Философ выдвинул девиз:
«благие мысли, благие слова, благие деяния».
Согласно зороастризму, священный огонь есть наивысший источник энергии
и символ чистоты, настраивающий людей на всемогущего Ахурамазду. В этой
религиозной концепции существует три ступени аташ кадех: аташ дадгах
— огонь собственного дома, аташ адаран — огонь храма или дома священнослужителя
и аташ бехрам — огонь из домов всех ремесленников.
Зороастрийцы считали, что непоколебимая вера в Бога наделяет человека
внутренней силой, дает уверенность в себе при столкновениях с трудностями
жизни. По учению Зара-туштры, человек представляет собой сложное существо,
в котором есть божественная искра, именуемая фраваши, руководящая душой
в бурном море жизни. Если человек настроен на внутренний голос фраваши,
в этом случае он может помочь силам добра победить зло.
Этика зороастризма включает хумату — «добрые мысли», хукту — «добрые
слова», хваршту — «добрые дела». К добродетелям относили честность,
трудолюбие, чистоту, милосердие, стремление к правде.
В религии зороастризмасуществует шесть ступеней достижения Бога в следовании
амешта спента, милостивым бессмертным святым: 1) вохуман—добрая мысль;
2) аша вахиш-та —лучшая праведность; 3) хшатра ваирьо — Божественная
власть или моральное мужество; 4) спента армаити — Божественная мудрость;
5) хаурват — самореализация; 6) амер-тат — бессмертие. Постепенно праведник
должен пройти все эти ступени. Согласно зороастрийской религии, человек
должен идти по пути сражения со злом, достигнуть обновления — фрашо-керети
— ив результате объединиться со всемогущим Аху-рамаздой.
Одной из основополагающих космологической системы зороастризма является
аша. Истоки представления об аше уходят своими корнями в протоиранские
религиозные верования и существуют уже 4-5 тысяч лет. Смысл этой концепции
состоит в том, что в мире существует некий закон или порядок — аша,
по которому в определенной последовательности и в необходимое время
происходят различные явления — движение светил по небосводу, смена времен
года, дня и ночи и т. д. Кроме этого, в понятие аша входило все положительное,
что имеется в природе человека и его жизнедеятельности. Аша представляет
собой правильный путь нравственного и духовного совершенствования. Кроме
этого, аша отождествляется с абсолютной справедливостью, существующей
во Вселенной.
Заратуштра развил и конкретизировал древние представление об аше, поставив
акцент на моральный аспект понятия. Зороастрийцы верили в то, что Ахурамазда
задумал Вселенную в своем разуме (воху мана), определил ей форму в своем
сознании (даэна), сделал ее видимой посредством сотворения (спента маинью),
после чего привел ее в движение в соответствии со своим вечным законом
(аша).
В зороастризме не имеется представления о первородном грехе, но существует
понятие миждем — проистекающие последствия. Смысл этой концепции в том,
что каждый человек непременно столкнется с последствиями своих действий.
Заратуштра считал, что всемогущий и бесконечно мудрый Ахурамазда наделил
всех людей свободной волей и тем самым судьба каждого зависит от его
мыслей и поступков. Появившись в Восточной Персии около 1700 г. до н.
э., зороастризм к VI в. до н. э. распространился по всему Иранскому
плато и послужил основой для образования первой в истории мировой державы
Ахеменидов, образованной Киром Великим в 550 г. до н. э.