Религии Востока
               

На главную

                   
       
Египтяне
Зороастризм
Брахманизм
       
     
Индуизм
Даосизм
Буддизм
     
                                                       
Ранние верования
                 
Монотеистические религии
               
                       
Политеистические религии
                       
                 
Религии востока
                   
             
                               
 

Брахманизм

Брахманизм появился в Индии с расселением ариев по территории полуострова Индостан и закрепился к началу I тысячелетия до н. э.. Новый культ сформировался на основе ведической религии. В это время в стране развивались города и сельское хозяйство, общество разделялось на четыре класса: жрецов (брахманов), воинов (кшатриев), крестьян и торговцев (вайшья) и слуг, выполнявших самые тяжелые и грязные работы (шудр). Жрецы-брахманы имели высший статус, убийство брахмана считалось страшнейшим грехом.
Среди богов самым заметным стал Брахма — творец Вселенной. По преданию высшая каста — брахманы произошли из уст Брахмы, кшатриев — из рук бога; вайшей — из бедер; шудры — из ног. Сам Брахма появился из золото яйца, находившегося в огромном первородном океане.
В VIII-VI вв. до н. э. сложились священные тексты брахманизма, также называемые брахманами. Эти тексты толковали Веды и объясняли символическое значение ритуалов. Основной общественной функцией жрецов-брахманов было толкование таких текстов и отправление религиозных обрядов.
Позднее четыре Веды и брахманские тексты стали считаться откровениями, то есть высшими знаниями, полученными от богов. В то же время повысился социальный статус жрецов, практически приравненных к богам: «Есть два вида богов -- те, что являются богами и те, что поют им гимны. Между ними следует разделить жертву: богам — жертвенные дары, а человеческим богам — ученым брахманам -награду». Брахманизм связывал благополучие, долголетие человека и достижение им спасения с количеством и качеством жертвоприношений.
Брахманы-отшельники создали свои священные тексты, так называемые араньяки («лесные книги»). Они легли в основу упанишад — философской ведической литературы, излагающей взгляды брахманов на происхождение мира, взаимосвязь человека и бога, на то, что ожидает человека после смерти.
Согласно учению упанишад, высшая объективная реальность — Брахман. Он представляет собой источник всякого существования, творческое начало, в котором возникают все вещи и явления. С Брахманом неразрывно связан атман -субъективное психическое начало, душа человека.
Главным божеством и творцом мира в брахманизме стал считаться Праджапати — один из второстепенных персонажей «Ригведы». Согласно древнейшему варианту мифа, Праджапати произошел из золотого яйца, появившегося в первозданных водах Мирового океана. Когда бог вырос, он принес сам себя в жертву и сотворил пять элементов мироздания -землю, воду, воздух, огонь и эфир из своих волос, кожи, мяса, костей и жира. Пяти элементам соответствовали пять ступеней жертвенного алтаря. Жертвоприношения символически воссоздавали акт сотворения мира.
Согласно другим вариантам мифа, Праджапати породил мир, находясь в облике черепахи. В разных легендах бог представал в различных обличьях: превратившись в кабана, он вынес землю из океана, а в образе рыбы явился первому человеку — Ману, чтобы спасти его от великого потопа. Некоторые тексты гласят, что Праджапати создал богов силой своей мысли и аскезой. Сотворив богов и людей, творец невольно сотворил и смерть, поскольку часть его (волосы, кости, жир, кожа и мясо) была смертна, другая часть бога — мысль, голос, дыхание, глаза и уши — была вечной. Создатель сам испугался смерти и убежал от нее; он смог достигнуть бессмертия, совершив жертвоприношение. Праджапати помог и другим богам стать бессмертными.
Праджапати не был особо почитаемым в народе богом, так как его образ был слишком сложным для понимания. На первый план вышли другие божества — прежде всего Вишну и Рудра.
В брахманизме Вишну был богом солнца и жертвы, то есть того, благодаря чему существует мир. Таким образом, это божество должно было заботиться о поддержании существования Вселенной.
В текстах упанишад есть миф, рассказывающий, как однажды боги решили, что сильнейший из них станет первым из богов. Вишну оказался самым сильным, но, заняв главенствующее положение, он возгордился, и другие боги были возмущены его высокомерием. Не решаясь открыто напасть на Вишну, боги прибегли к помощи муравьев, пообещав им за это способность всегда находить воду и пищу, даже в пустыне. Муравьи перегрызли туго натянутую тетиву на луке сильнейшего из богов, она лопнула и отсекла голову Вишну. Согласно мифу, его голова стала солнцем. Другие боги бросились к обезглавленному телу, чтобы перенять силу Вишну. Первым добежал Индра, и к нему перешло могущество сильнейшего бога.
Ведический бог Рудра принял в брахманизме еще более высокий ранг, чем Вишну. В текстах брахманов его стали называть Шива. Этот бог был вездесущим и всеведущим, считалось, что он находится в одно и то же время во всех предметах и явлениях мира.
Со временем в брахманизме начали приобретать большее значение различные божества и демоны, понятные простому народу. Достаточно высокий ранг стали занимать женские божества плодородия. Появились мифологические сюжеты о борьбе между богами и демонами. Последние считались, так же как и боги, потомками Праждапати и обладали божественной мудростью и силой. Демонам приписывали занятие магией, враждебность по отношению к богам и людям. Согласно мифам, эти существа совершали жертвоприношения, но в силу своей гордыни они приносили жертвы сами себе.
Брахманизм развил древнее ведийское учение и создал почву для возникновения новой религиозной системы, пришедшей ему на смену — индуизма.

             
             
 


Используются технологии uCoz