Брахманизм
Брахманизм появился в Индии с расселением ариев по территории
полуострова Индостан и закрепился к началу I тысячелетия до н. э.. Новый
культ сформировался на основе ведической религии. В это время в стране
развивались города и сельское хозяйство, общество разделялось на четыре
класса: жрецов (брахманов), воинов (кшатриев), крестьян и торговцев
(вайшья) и слуг, выполнявших самые тяжелые и грязные работы (шудр).
Жрецы-брахманы имели высший статус, убийство брахмана считалось страшнейшим
грехом.
Среди богов самым заметным стал Брахма — творец Вселенной. По преданию
высшая каста — брахманы произошли из уст Брахмы, кшатриев — из рук бога;
вайшей — из бедер; шудры — из ног. Сам Брахма появился из золото яйца,
находившегося в огромном первородном океане.
В VIII-VI вв. до н. э. сложились священные тексты брахманизма, также
называемые брахманами. Эти тексты толковали Веды и объясняли символическое
значение ритуалов. Основной общественной функцией жрецов-брахманов было
толкование таких текстов и отправление религиозных обрядов.
Позднее четыре Веды и брахманские тексты стали считаться откровениями,
то есть высшими знаниями, полученными от богов. В то же время повысился
социальный статус жрецов, практически приравненных к богам: «Есть два
вида богов -- те, что являются богами и те, что поют им гимны. Между
ними следует разделить жертву: богам — жертвенные дары, а человеческим
богам — ученым брахманам -награду». Брахманизм связывал благополучие,
долголетие человека и достижение им спасения с количеством и качеством
жертвоприношений.
Брахманы-отшельники создали свои священные тексты, так называемые араньяки
(«лесные книги»). Они легли в основу упанишад — философской ведической
литературы, излагающей взгляды брахманов на происхождение мира, взаимосвязь
человека и бога, на то, что ожидает человека после смерти.
Согласно учению упанишад, высшая объективная реальность — Брахман. Он
представляет собой источник всякого существования, творческое начало,
в котором возникают все вещи и явления. С Брахманом неразрывно связан
атман -субъективное психическое начало, душа человека.
Главным божеством и творцом мира в брахманизме стал считаться Праджапати
— один из второстепенных персонажей «Ригведы». Согласно древнейшему
варианту мифа, Праджапати произошел из золотого яйца, появившегося в
первозданных водах Мирового океана. Когда бог вырос, он принес сам себя
в жертву и сотворил пять элементов мироздания -землю, воду, воздух,
огонь и эфир из своих волос, кожи, мяса, костей и жира. Пяти элементам
соответствовали пять ступеней жертвенного алтаря. Жертвоприношения символически
воссоздавали акт сотворения мира.
Согласно другим вариантам мифа, Праджапати породил мир, находясь в облике
черепахи. В разных легендах бог представал в различных обличьях: превратившись
в кабана, он вынес землю из океана, а в образе рыбы явился первому человеку
— Ману, чтобы спасти его от великого потопа. Некоторые тексты гласят,
что Праджапати создал богов силой своей мысли и аскезой. Сотворив богов
и людей, творец невольно сотворил и смерть, поскольку часть его (волосы,
кости, жир, кожа и мясо) была смертна, другая часть бога — мысль, голос,
дыхание, глаза и уши — была вечной. Создатель сам испугался смерти и
убежал от нее; он смог достигнуть бессмертия, совершив жертвоприношение.
Праджапати помог и другим богам стать бессмертными.
Праджапати не был особо почитаемым в народе богом, так как его образ
был слишком сложным для понимания. На первый план вышли другие божества
— прежде всего Вишну и Рудра.
В брахманизме Вишну был богом солнца и жертвы, то есть того, благодаря
чему существует мир. Таким образом, это божество должно было заботиться
о поддержании существования Вселенной.
В текстах упанишад есть миф, рассказывающий, как однажды боги решили,
что сильнейший из них станет первым из богов. Вишну оказался самым сильным,
но, заняв главенствующее положение, он возгордился, и другие боги были
возмущены его высокомерием. Не решаясь открыто напасть на Вишну, боги
прибегли к помощи муравьев, пообещав им за это способность всегда находить
воду и пищу, даже в пустыне. Муравьи перегрызли туго натянутую тетиву
на луке сильнейшего из богов, она лопнула и отсекла голову Вишну. Согласно
мифу, его голова стала солнцем. Другие боги бросились к обезглавленному
телу, чтобы перенять силу Вишну. Первым добежал Индра, и к нему перешло
могущество сильнейшего бога.
Ведический бог Рудра принял в брахманизме еще более высокий ранг, чем
Вишну. В текстах брахманов его стали называть Шива. Этот бог был вездесущим
и всеведущим, считалось, что он находится в одно и то же время во всех
предметах и явлениях мира.
Со временем в брахманизме начали приобретать большее значение различные
божества и демоны, понятные простому народу. Достаточно высокий ранг
стали занимать женские божества плодородия. Появились мифологические
сюжеты о борьбе между богами и демонами. Последние считались, так же
как и боги, потомками Праждапати и обладали божественной мудростью и
силой. Демонам приписывали занятие магией, враждебность по отношению
к богам и людям. Согласно мифам, эти существа совершали жертвоприношения,
но в силу своей гордыни они приносили жертвы сами себе.
Брахманизм развил древнее ведийское учение и создал почву для возникновения
новой религиозной системы, пришедшей ему на смену — индуизма.