Религии Востока
               

На главную

                   
       
Египтяне
Зороастризм
Брахманизм
       
     
Индуизм
Даосизм
Буддизм
     
                                                       
Ранние верования
                 
Монотеистические религии
               
                       
Политеистические религии
                       
                 
Религии востока
                   
             
                               
 

Даосизм

Конфуцианские нормы морали могли определить образ жизни человека, но по своей сути не имели возможности удовлетворить духовные потребности, так как скептически относились к народным верованиям и не охватывали религиозные представления людей. Вечные вопросы — такие, как проблема жизни и смерти, тайна мироздания, — решала другая религиозно-философская система — даосизм.
Даосизм появился в Китае в тот же период, что и конфуцианство. Основоположником этой религиозной доктрины считается древнекитайский философ Лао-цзы, который был современником Конфуция. Согласно легенде, мать носила Лао-цзы несколько десятков лет и родила стариком, отсюда происхождение его имени — «Старый ребенок». Существует и другая интерпретация слова Лао-цзы — «Старый философ». Лао-цзы написал трактат «Дао-дэ цзин» (IV-III вв. до н. э.), в нем философ изложил основы даосизма.
Окончательное оформление даосизма как религии произошло во время правления императора Шуньди (125-144) из династии Восточная Хань. В этот период Чжан Даолин основал секту «Пять мер риса», последователи которой объявили Лао-цзы великим учителем, а его трактат «Дао-дэ цзин» — священным каноном.
Во время правления Южной и Северной династий даосизм разделился на два направления — южное и северное. Особую значимость эта религия приобрела при династиях Тан (618-907) и Сун (960-1279). Было возведено множество величественных храмов и монастырей. Но уже в период царствования династий Мин и Цин (1368-1911) влияние даосизма заметно ослабло.
Центральной доктриной этой религии является учение о великом Дао, или всеобщем законе и абсолюте. Дао вечен и безграничен, он господствует во всем^всегда и везде. Этот абсолют сотворил все, сам он существует вечно. Дао создал даже Великое Небо. Он недоступен органам восприятия, постоянен и неисчерпаем, не имеет формы и имени, но дает начало всему на свете. Смыслом жизни человека является познать Дао, следовать ему и слиться с ним. В этом и заключается счастье. Всеобъемлющий абсолют проявляется через свою эманацию — дэ, которая всех вскармливает.
Первосубстанция ци — своеобразная живительная сила, которая делает живым все сущее. Вселенная — это макрокосм, а человек — микрокосм, являющийся ее частицей. Вселенная функционирует в результате взаимодействия Неба (инь) и Земли (ян).
Организм человека представляет собой скопление божественных сил, совокупность взаимодействия мужского и женского начал, вместилище духов-монад.
Доктрина даосизма во многом напоминает индо-арий-скую концепцию Великого брахмана, безликого абсолюта. Эманация Великого брахмана создала видимый мир, а главной целью древнеиндийских отшельников, аскетов и брахманов является слияние с ней.
Древнекитайские философы стремились отгородиться от жизненной суеты и страстей. Среди даосов в Китае появились первые аскеты-отшельники, к которым уважительно относился Конфуций.
Даосы строили свою концепцию на основе древней магии и рецептов бессмертия. Согласно даосизму, праведный аскет, приблизившийся к Дао, может прожить 1000 лет и даже стать бессмертным. Претендующий на бессмертие вначале должен отказаться от вина и мяса, а затем от любой грубой и пряной пищи, так как духи не переносят запаха крови и других резких запахов. Постепенно удлиняются интервалы между приемами пищи. Другим необходимым атрибутом достижения вечной жизни служили дыхательные и физические упражнения.
В пантеон богов даосизма входили главы религиозных доктрин Лао-цзы, Конфуций, Будда, а также многочисленные божества и герои. Впоследствии даосизм существенно трансформировался, многие мистические понятия отошли на задний план, уступив место китайскому рационализму. Основное внимание акцентируется на жизни и ее организации.

             
             
 


Используются технологии uCoz