Даосизм
Конфуцианские нормы морали могли определить образ жизни
человека, но по своей сути не имели возможности удовлетворить духовные
потребности, так как скептически относились к народным верованиям и
не охватывали религиозные представления людей. Вечные вопросы — такие,
как проблема жизни и смерти, тайна мироздания, — решала другая религиозно-философская
система — даосизм.
Даосизм появился в Китае в тот же период, что и конфуцианство. Основоположником
этой религиозной доктрины считается древнекитайский философ Лао-цзы,
который был современником Конфуция. Согласно легенде, мать носила Лао-цзы
несколько десятков лет и родила стариком, отсюда происхождение его имени
— «Старый ребенок». Существует и другая интерпретация слова Лао-цзы
— «Старый философ». Лао-цзы написал трактат «Дао-дэ цзин» (IV-III вв.
до н. э.), в нем философ изложил основы даосизма.
Окончательное оформление даосизма как религии произошло во время правления
императора Шуньди (125-144) из династии Восточная Хань. В этот период
Чжан Даолин основал секту «Пять мер риса», последователи которой объявили
Лао-цзы великим учителем, а его трактат «Дао-дэ цзин» — священным каноном.
Во время правления Южной и Северной династий даосизм разделился на два
направления — южное и северное. Особую значимость эта религия приобрела
при династиях Тан (618-907) и Сун (960-1279). Было возведено множество
величественных храмов и монастырей. Но уже в период царствования династий
Мин и Цин (1368-1911) влияние даосизма заметно ослабло.
Центральной доктриной этой религии является учение о великом Дао, или
всеобщем законе и абсолюте. Дао вечен и безграничен, он господствует
во всем^всегда и везде. Этот абсолют сотворил все, сам он существует
вечно. Дао создал даже Великое Небо. Он недоступен органам восприятия,
постоянен и неисчерпаем, не имеет формы и имени, но дает начало всему
на свете. Смыслом жизни человека является познать Дао, следовать ему
и слиться с ним. В этом и заключается счастье. Всеобъемлющий абсолют
проявляется через свою эманацию — дэ, которая всех вскармливает.
Первосубстанция ци — своеобразная живительная сила, которая делает живым
все сущее. Вселенная — это макрокосм, а человек — микрокосм, являющийся
ее частицей. Вселенная функционирует в результате взаимодействия Неба
(инь) и Земли (ян).
Организм человека представляет собой скопление божественных сил, совокупность
взаимодействия мужского и женского начал, вместилище духов-монад.
Доктрина даосизма во многом напоминает индо-арий-скую концепцию Великого
брахмана, безликого абсолюта. Эманация Великого брахмана создала видимый
мир, а главной целью древнеиндийских отшельников, аскетов и брахманов
является слияние с ней.
Древнекитайские философы стремились отгородиться от жизненной суеты
и страстей. Среди даосов в Китае появились первые аскеты-отшельники,
к которым уважительно относился Конфуций.
Даосы строили свою концепцию на основе древней магии и рецептов бессмертия.
Согласно даосизму, праведный аскет, приблизившийся к Дао, может прожить
1000 лет и даже стать бессмертным. Претендующий на бессмертие вначале
должен отказаться от вина и мяса, а затем от любой грубой и пряной пищи,
так как духи не переносят запаха крови и других резких запахов. Постепенно
удлиняются интервалы между приемами пищи. Другим необходимым атрибутом
достижения вечной жизни служили дыхательные и физические упражнения.
В пантеон богов даосизма входили главы религиозных доктрин Лао-цзы,
Конфуций, Будда, а также многочисленные божества и герои. Впоследствии
даосизм существенно трансформировался, многие мистические понятия отошли
на задний план, уступив место китайскому рационализму. Основное внимание
акцентируется на жизни и ее организации.