Религии Востока
               

На главную

                   
       
Египтяне
Зороастризм
Брахманизм
       
     
Индуизм
Даосизм
Буддизм
     
                                                       
Ранние верования
                 
Монотеистические религии
               
                       
Политеистические религии
                       
                 
Религии востока
                   
             
                               
 

Египтяне

Считается, что имя, данное человеку при рождении, определяет его жизненный путь и судьбу. Это утверждение можно отнести и к названиям стран и городов. В переводе с древнегреческого «Египет» означает «тайна», «загадка». Это государство вполне соответствует своему имени, так как на протяжении многих веков оно было окружено ореолом таинственности. Религии Древнего Египта представляют собой одну из самых интересных страниц истории, а верования древних египтян отражают не только их культуру и быт, но также и социально-политическую ситуацию в стране в то далекое время. Археологические раскопки и исследования десятков ученых позволили современному человеку узнать много интересных и доселе неизвестных фактов из жизни и верований древних египтян. Делая предметом рассмотрения сущность человека, египтяне считали, что он состоял из телесной плоти, души (Ба) двойника (Ка), персонифицированной воли, имени, тени и светлого духа. Согласно представлениям египтян, основными составляющими являлись Ка и Ба. Ка — безгрешный двойник человека, вместилище его чувств, проводник духа. После смерти тела остается Ка, которому необходимо особое поклонение, и достигается оно, прежде всего, мумификацией. С помощью магических текстов, начертанных на стенах и папирусах гробниц, Ка мог выйти за пределы гробницы, а приносимые людьми еда и питье позволяли ему вести материальную жизнь. Египтяне считали, что Ка обладал способностью передвижения с места на место в виде светящегося призрака, общаясь с богами и людьми.
В отличие от Ка, Ба представляет душу человека и является хранителем высших идей и ценностей. Противоположностью Ба выступает Аб, несущий в себе самые низменные идеи и страсти. Ба, так же как и Ка, может покидать гробницу, когда пожелает. Странствуя по земным и небесным дорогам, лишь дух остается неизменным. Дух (атму или саху) -это часть человека, которая позволяет ему вернуть себе божественное состояние, некогда утраченное им.
По представлениям египтян, человек после смерти, благодаря многим своим составляющим, может одновременно быть равным солнцу, быть в гробнице, сиять в виде звезды на небе или принимать облик различных животных и ипостасей бога Ра. Покровителем умерших в египетской мифологии считался бог Анубис..
Радости и веселью покровительствовала богиня Бает, священным животным которой была кошка, а музыкальным инструментом — систр. Ежегодно в честь этой богини древние египтяне совершали богослужения, сопровождавшиеся песнями и плясками. Древние египтяне полагали, что нет страшнее наказания, чем наказание забвением.«Мертвого имя назвать — все равно что вернуть его к жизни» — гласят надписи на надгробьях. Несмотря на такое поверье, именно этому, страшному наказанию подверглись многие исторические деятели Древнего Египта — ученые, полководцы, поэты, дипломаты и цари. Современному человеку о них стало известно лишь благодаря археологическим раскопкам, проведенным англичанином лордом Карнарвоном и археологом Говардом Картером. Открытия этих ученых были сенсационными и пролили свет на один из самых интереснейших периодов истории Древнего Египта.
Это время названо эпохой Нового царства, время невиданного расцвета египетской цивилизации. Но после двухсотлетнего бурного развития экономики и культуры последовал период упадка. Это произошло после царствования Аменхотепа IV (ок. 1372-1354 до н. э.), предшественника Ту-танхамона на троне египетских фараонов, предпринявшего I попытку провести религиозную реформу. Аменхотепу IV | в наследство от отца, Аменхотепа III досталось государство, поражавшее своим могуществом и красотой. Аменхотеп IV намеревался ничего не менять в государственном устройстве, оставив все так, как было при его отце. Но уже в первый год своего правления в экономической, политической и культурных сферах появились признаки упадка.
Необходимо заметить, что Египет XIV века до н. э. отличался многобожием. Каждый из богов почитался древними египтянами в многочисленных храмах и святилищах. Маленькие города — так называли египетские храмы. Там жили чиновники, стражники, ремесленники и земледельцы, так же как и в обыкновенном городе. Культ бога Амона зародился в городе Фивы, а в царствование Аменхотепа IV был объявлен главным из богов. Это произошло вследствие того, что Фивы освободили страну от гиксосского ига, и в ходе после дующих завоеваний царей XVIII династии, вышедшей оттуда, фиванский бог Амона выдвинулся на роль династического бога, покровителя «мировой» династии. Культ Амона стал главной идеологической опорой власти царя, провозгласившего себя его сыном.
Крупнейшим культовым центром поклонения богу Амо-ну был Карнакский храм, состоящий из нескольких архитектурных составляющих. Первое, что можно было увидеть в этом древнеегипетском храме, — это аллея сфинксов, которая символизировала физическое начало. При входе в храм находилось несколько дверей, так называемых пилонов, олицетворявших собой разграничение Божественного мира и мира людей. Вместе с тем двери были символом связующего звена между этими мирами.Войдя в Карнакский храм, можно было обнаружить первое помещение, окруженное двумя рядами колонн, расписанных сценами из жизни людей. Это помещение именовалось «открытым двориком», пройдя через который можно было оказаться в небольшом помещении Гипостильного зала, отличительной чертой которого была удивительная игра теней и солнечных бликов. По мнению египтян, такое взаимодействие света и тени является символом внутренней связи духовного и мирского существования.
За Гипостильным залом находился зал Ладьи, который являлся одним из главных в храме. В центре зала стояла ладья, символизируя собой переход в другое измерение. Египтяне считали, что с помощью ладьи возможно путешествие души по звездному небу.
Почитая Амона как святыню святынь, египтяне приносили ему самые щедрые дары, свидетельством чему является удивительно красивая архитектура Карнакского храма.
Жрецы, служившие культу этого божества, были влиятельными и заметными фигурами в государстве. В храме Амона и в других храмах главной персоной был служитель бога, истолковавший его волю. Но жрецы редко долгое время служили одному и тому же богу и в зависимости от обстоятельств или собственного желания могли менять объект поклонения.
В обрядах богослужения принимало участие множество женщин. Храмовые певицы были в каждом храме. Они пели во время церемоний, потрясая систрами и трещотками. Если другие женщины жили в семье и приходили в храм только на богослужение, то те, кого называли «хенеретет» и их предводительница, именовавшаяся «Божественной женой» или «Божественной рукой» должны были постоянно находиться при храме в так называемом добровольном заточении. Культы, отправляемые в храмах Древнего Египта, совершались втайне от всех. Один из выбранных жрецов перед отправлением культа очищался в доме Утра. Зажигая курильницу, он шел к святилищу и очищал дымом промежуточные места. Затем убирал глиняную печать, и перед его глазами возникала статуя бога. Жрец падал ниц и обрызгивал статую благовониями, окуривал и читал молитвы, прославляющие божество. Но этим действия служителя не ограничивались.
Воспевая восхваляющие молитвы, жрец как бы оживлял бога, показывал изображение глаза Хора, вырванного его врагом Сетхом и найденного богами, статуэтку Маат, богини Истины, и после этого статую бога выносили для совершения туалета. Жрец делал это так, как если бы перед ним находился фараон. Он омывал статую, умащал, одевал, обрызгивал благовониями, потом ставил ее в святилище храма — наос — и клал перед ним разнообразную пищу, которую позднее предавали огню. После последних очищений на-троном, водой и терпентином обряд завершался. Жрец закрывал наос, вновь налагал печать и, пятясь, удалялся.
Рассказывая о религиозной реформе Аменхотепа IV, необходимо отметить причины, обусловившие ее проведение. После первого года правления Аменхотепа IV до Египетского государства донеслись последствия извержения вулкана Санторина. Над страной появились грозовые тучи и заволокли все небо. Неожиданно стало темно и холодно, небо разверзлось дождем с градом, а удары грома как будто сотрясали землю. Жители Египта, не видевшие ранее ничего подобного, испытывали бесконечный страх и ужас. Вся страна погрузилась во тьму. Жрецы бога Амона и других богов молились, не жалея своих сил, и безрезультатно приносили им дары. Аменхотеп IV оказался в очень непростом положении. Согласно догматам египетской религии, он был не просто царем, он был сыном бога Амона. Наместник бога на земле, он нес ответственность за все на ней происходящее, в том числе и за природные катаклизмы. В то время как жрецы молились богам, простые смертные взывали к фараону. Аменхотеп IV осознавал свою исключительную миссию. Подобно богу, он должен был отвести беду от государства, тем самым отвести ее и от себя.
Фараон призвал жрецов поклоняться «видимому солнцу» и сказал: «Старые боги не слышат чаяний народа, их статуи, установленные в темных храмах, далеки от солнечного света и не помогут людям, поэтому молитвы должны быть обращены к самому солнцу». Жрецы стали молиться и приносить жертвы богу Ра. Через некоторое время вулкан успокоился, а солнце вновь засияло над благодатной землей. Народ ликовал.
Но не прошло двух лет, как опять повторилось извержение вулкана, и над Египтом вновь нависли грозовые тучи. Аменхотеп IV призвал людей с большим усердием молиться самому могущественному из богов — богу солнца. Их молитвы были услышаны, и оно вновь засияло над страной.
Признавая бога солнца величайшим из богов, Аменхотеп IV в окрестностях города Гермополя на восточном берегу Нила воздвиг чудесный город дворцов и небольших домиков, утопающих в зелени. Фараон назвал его Ахетатоном — Небосклоном Атона — и поклялся, что никто, даже его прекрасная жена царица Нефертити, не сможет его заставить искать другого места поклонения солнечному богу Атону. В этом сказочном городе по приказу Аменхотепа было построено пять святилищ, два дворца, для фараона и царицы, а также начато строительство гробниц для самого Аменхотепа IV, царицы Нефертити и принцессы Меритатон. Параллельно шло строительство гробницы для верховного жреца бога Атона и других духовных и светских сановников города.
Зимой шестого года правления Аменхотеп IV провозгласил себя Эхнатоном, что означало «слуга Атона» или «угодный Атону», и на своей золоченой колеснице проследовал ко дворцу Атона в Ахетатоне. После соответствующих жертвоприношений фараон снова поклялся не переступать границ своего города.
Египет процветал, жрецы делали жертвоприношения и молились Атону. На шестом году царствования Аменхотепа IV произошло самое ужасное извержение за всю историю Египта, закончившееся взрывом вулкана Санторина. Земля гудела от сильнейшего взрыва, небо заволокли мрачные тучи, время от времени освещавшиеся грозовыми молниями. Ядовитые испарения стали причиной гибели тысяч людей. Несколько дней страна находилась в оцепенении.
С еще большим усердием люди молились могущественному богу — богу солнца. Они приносили ему жертвы, давали клятвы и обеты. Атон снизошел до людских слез, и вскоре над Египтом поднялся солнечный диск, а жизнь вошла в свое привычное русло. Вулкан, принесший столько бед и разрушений, угас навсегда. Многобожию больше не было места, с ним было покончено. Бог Атон — могущественный бог солнца стал — единственным богом египтян.
На двенадцатом году правления Аменхотепа IV произошла последняя волна усиления культа Атона, связанная с желанием фараона закончить свое учение о солнце. После взрыва Санторина Эхнатон правил еще одиннадцать лет, а затем его сменил сын Сменхкар.
Египет продолжал развиваться и процветать. Унесший сотни тысяч людских жизней взрыв стал всего лишь историей. Противники Эхнатона и, следовательно, Атона вновь подняли головы, а в народе были видны признаки волнения. Жречество Амона призывало уничтожить учения Аменхотепа IV и предать его проклятию. Сменхкар, сын Эхнатона, испытывая на себе давление противников отца, был вынужден возродить культ бога Амона.
В это неспокойное время при дворе в Ахенатоне подрастал младший сын Аменхотепа III Тутанхатон, чье имя означало «живой образец Атона», «Атон, дающий жизнь» или «сильна жизнь Атона». В Ахетатоне царили мир, благополучие и процветание, развивались искусства. Знать и средние слои населения жили в богатстве и роскоши, да и простому народу жилось там несравненно легче.
Согласно традиции Тутанхатон в четыре года начал изучать положенные ему по рангу науки, проявляя при этом большие успехи. В это время в стране нарастало волнение. После кончины Аменхотепа III возникла реальная угроза восстания не только в городе Ахетатоне, но и в Фивах. Неприятели Эхнатона считали, что трон должен принадлежать не ему, а царевичу Тутанхатону. Закулисные интриги привели к тому, что вокруг юного Тутанхатона группировались жрецы Амона, стремившиеся к тому же завоевать симпатии несравненной Нефертити. Эхнатон не стал ждать и первым начал грандиозное наступление против всех египетских богов, особенно Амона, чьи служители представляли особенную угрозу его царствованию и его идеалам. По его приказу рабочими от дельты Нила до границ с Суданом были разрушены статуи богов, уничтожены их имена, высеченные в камне. Аменхотеп IV продолжал свое правление благодаря активной репрессивной деятельности.
На пятнадцатый год царствования Эхнатона Нефертити перешла на сторону партии Тутанхатона. Однако исследователи полагают, что разрыв Эхнатона с Нефертити был не окончательным и что царица хотела склонить фараона к поездке в Фивы, в город, грозивший стать его последним приютом, т. к. все было готово для убийства царя. Развязку ускорила естественная смерть фараона, а вслед за ним ушел в мир иной и Сменхкар.
В 1347 году до н. э. в Фивах девятилетний Тутанхатон стал царем Тутанхамоном. Как и Аменхотеп IV, венчавшись на царство, Тутанхатон изменил имя на то, под которым стал одним из самых знаменитых фараонов Египта.
С самого начала своего правления Тутанхамон оказался в непростой ситуации. Став пешкой в политической игре, он должен был наставить государство на истинный путь и вернуть ей былое великолепие. Помощь и поддержку Тутанхамон находил у своего советника Эйе и полководца Хоремхеба. Случилось так, что Аменхотеп IV после смерти своего отца увлекся мистицизмом, уверовав в чудодейственную силу Атона, он с легкостью уничтожал других богов, почитаемых несколькими поколениями египтян.
Перед Тутанхамоном стояла задача вернуть в страну религиозное равновесие. Возводились города, создавались статуи богов. Египет вновь стал экономически и политически сильной державой, а имя религиозного реформатора Эн-ханатона было предано забвению.
Тутанхамон посещал храмы богов, в том числе и храм бога Атона. Ученые считают, что Тутанхамон был единственным из фараонов, построившим такое огромное количество храмов и святилищ. Все предрекали ему великое будущее, но, когда Тутанхамону исполнилось восемнадцать лет, он умер. В течение 70 дней траура тайно была построена гробница, а причина столь ранней кончины великого фараона до сих пор остается загадкой. Узнав о смерти своего фараона, страна погрузилась в семидесятидневный траур, как того требовал обычай. Во время царствования Тутанхамона Амон и Атон сосуществовали без каких-либо трений. Амон был провозглашен официальным богом Египта, хотя на самом деле таковым оставался Атон.
После кончины Тутанхамона началась борьба за трон. С помощью жрецов Амона к власти пришел Хоремхеб. Женившись на сестре Нефертити Мутнеджмет, он упрочил свое положение. Хоремхеб начал решительные действия по уничтожению всего того, что хоть как-то напоминало о его предшественниках. Эта методичная работа проводилась в несколько этапов. Сначала Хоремхебом были уничтожены имена Тутанхамона и его советника Эйе на стенах храмов и памятниках, строившихся по их распоряжению, а на их месте было высечено имя Хоремхеба. Затем по его приказу были разрушены статуи, изображающие предшественников и стерты наскальные росписи. Хорембхеб продолжал с ужасающим фанатизмом избавляться от всего, что хоть как-то напоминало о ненавистном Тутанхамоне, и имя последнего Тутмо-сида было стерто в списке фараонов Египта.
Боги смилостивились над Тутанхамоном, ведь он «провел свою жизнь, делая лики богов». Благодаря египетской традиции мумификации трупов спустя тысячелетия, в начале XX века молодой и удивительно красивый царь возвратился к людям. Необходимо отметить, что с давних пор символом Египта являются мумии. Согласно египетской философии, жизнь состояла из постоянно сменяющих друг друга процессов жизни и смерти, в конце этого пути, пути жизни и пути смерти, находилась Мировая Душа, с которой человек мечтал слиться воедино. Обязательным условием этого соединения являлась мумификация, корни появления которой следует искать в египетской мифологии. При этом каждая деталь мумификации имела свой смысл. Для того чтобы не сделать ложного шага, опять вступив на землю, умершему отрезали ступни ног, а вложенный вместо сердца камень символизировал собой отсутствие жизненного начала. На тканях были изображены колдовские формулы, не позволявшие телу последовать за душой, и т. д. Сама мумия помещалась в сложно устроенное сооружение, состоящее из четырех часовен, олицетворявших космические измерения, саркофага и трех гробов. В этом сооружении умерший якобы путешествовал по жизни и смерти, имея защиту от ветров астрального мира.
Открытие гробницы фараона восполнило многие пробелы в истории древней цивилизации, полной загадок и удивительной роскоши. Усыпальница Тутанхамона — это целый мир, в котором собраны все элементы быта юного фараона. Согласно поверьям египтян, каждая вещь обладает тайным смыслом и приходит время, когда она оживает и раскрывает людям сокровенные тайны, благословляет потомков и передает им свою силу. Многочисленные сокровища, найденные в гробнице, явились уникальными памятниками древности. Во времена Тутанхамона не было понятия «смерть». Египтяне считали, что душа человека бессмертна, и, уходя в мир иной, она продолжает свой путь по небесным дорогам. Земная жизнь есть лишь подготовительный этап к жизни подлинной, наделенной высшей мудростью и знанием.

             
             
 


Используются технологии uCoz