Религии Востока
               

На главную

                   
       
Египтяне
Зороастризм
Брахманизм
       
     
Индуизм
Даосизм
Буддизм
     
                                                       
Ранние верования
                 
Монотеистические религии
               
                       
Политеистические религии
                       
                 
Религии востока
                   
             
                               
 

Буддизм

Буддизм стал первой в истории мировой религией. До наших дней дошло немало различных сведений о жизни основателя буддизма — Сиддхартхи Гаутамы, но навряд ли кто-то с полной уверенностью может сказать, какие из них действительно основаны на реальных событиях, а какие являются только легендами. Некоторые ученые полагают, что такого человека вообще не существовало. Однако большинство исследователей, занимавшихся этой проблемой, подтвердили историчность личности Будды.
Суть заключается в том, что все имеющиеся в распоряжении ученых сведения основаны на рассказах, составленных последователями мудреца, искренне преданных его заветам и отражающих их представления о личности великого Учителя, их веру и почитание своего наставника. Эти замечания в той же мере могут относиться и к основоположникам двух других мировых религий — Иисусу Христу и Мухаммеду.
Согласно сведениям, содержащимся в священных книгах буддистов «Трипитака» («Типитака»), основатель первой мировой религии Сиддхартха Гаутама родился в семье правителя небольшого североиндийского княжества и происходил из племени сакья (шакья), примерно в 567 году до н. э.
С появлением на свет принца связано много легенд. В предании говорилось, что его мать увидела необыкновенный сон. «Боги перенесли ее на ложе в Гималайские горы и здесь оставили под тенистым деревом. Затем явились богини, омыли ее в священном озере и одели в небесные одежды, и вдруг появился белый слон, который вошел в ее правый бок». Утром княжна рассказала свой сон астрологам, попытавшимся растолковать его значение. Мудрецы предсказали, что у нее родится сын, и если он останется в миру, то будет царем своей земли, а если уйдет в отшельники, то станет Буддой — «Просветленным» — и своим учением спасет мир.
Вскоре, когда пришло время родов, ребенок чудесным образом появился на свет через правый бок матери. Отец Сиддхартхи, желая, чтобы сын впоследствии стал его преемником и занял трон правителя княжества, с детства окружил мальчика всяческой заботой и роскошью. Князь опасался, что его сын увидит жизнь в ее истинном виде, поэтому не выпускал Сиддхартху за пределы дворца, а когда юноша подрос, женил его на прекрасной царевне Яшодха-ре, которая вскоре родила ему сына.
Так как молодой принц никогда не покидал свой прекрасный дворец, то не видел вокруг себя и не знал ничего безобразного, мрачного и тяжелого. Вся его жизнь проходила в бесконечных праздниках, пирах и развлечениях. Сид-дхартха считал, что все люди на земле живут также счастливо, не зная нужды, страданий, болезней и смерти.
Но надеждам царя, рассчитывавшего, что его сын станет наследником престола, не суждено было сбыться, так как произошли четыре встречи, которые изменили молодого принца.
Как повествовали буддийские тексты, Сиддхартхе наскучило постоянно находиться в пределах дворца и он решил посмотреть на мир. Царевич приказал своему слуге вывезти его за ограду отцовского дома. В результате он получил впечатления, которые полностью изменили его представления об окружающем мире. Сначала принц повстречал сильно сгорбленного и худого старика. Пожилой человек сказал Сиддхартхе, что таков удел всех людей, включая и его самого. Согласно легенде, в тот момент будущий Будда воскликнул: «Какой смысл и какая польза от юности, от жизнеспособности и силы, если все завершается вот так?!»
Во время следующей тайной прогулки произошла вторая предсказанная встреча: принц увидел больного человека и осознал, что и от этой беды никто не застрахован. В третий раз Сиддхартха встретил похоронную процессию: по древнему обычаю, труп несли на носилках, чтобы предать его сожжению. Это событие было привычным для простых индусов, но на принца оно произвело ошеломляющее действие. Гаутама понял, что люди не могут направлять и контролировать свою жизнь и не в силах повлиять на судьбу.
Сиддхартху долго мучили вопросы, на которые он не знал ответов. В результате он пришел к следующим выводам: конечно же, никто не хотел стареть, и тем не менее с этим ничего нельзя поделать; никто не хотел болеть, но люди не были способны полностью избавиться от болезней; а если смерть неизбежна, то тогда бессмысленна жизнь.
Но больше всего Гаутаму поражало смирение людей, принимавших такое положение вещей как нечто естественное и покорно смирявшихся перед неизбежностью смерти, болезней и страданий. Не в силах избавиться от тягостных мыслей, ошеломленный и подавленный новыми впечатлениями, будущий основатель мировой религии не знал, как ему поступить дальше до той поры, пока не сбылось последнее пророчество.
Сиддхартха повстречал садху — святого старца, который бродил по улицам, собирая подаяния. В индуистской традиции садху — это человек, оставивший стремление к благополучию и материальному достатку. Святые скитальцы считали, что обычный мир слишком изменчив и наполнен страданиями («царство сансары»), поэтому в нем невозможно обрести дом.
Увидев странника, Гаутама понял: чтобы вести жизнь святого отшельника, необходимо было отказаться от всего; отречься от будущего престола, забыть про семью, не стремиться к радостям жизни. В тот момент Сиддхартха решил навсегда оставить родной дом.
Предания повествовали о том, что Гаутама покинул пределы княжества Сакья, выбросил свои роскошные одежды, отрезал волосы и бороду и отправился странствовать по миру. В буддистских текстах это событие трактовалось как «продвижение Сиддхартхи вперед».
В течение шести лет Гаутама занимался умерщвлением своей плоти: ограничивал себя в пище, сне, не мылся и ходил практически нагим. Постепенно он приобрел уважение среди аскетов, у него появились ученики и последователи. За эти годы Сиддхартхе удалось поднять свое сознание на более высокий уровень. Но впоследствии он понял, что при помощи подобной практики он не достигнет желаемой цели — прекращения страданий.
Гаутама начал принимать пищу, перестал следовать канонам аскетизма, потерял своих последователей и продолжил скитания в одиночестве.
Далее в легенде сказано, что он однажды уселся под сенью большого дерева джамбу (впоследствии названным деревом просветления) и принял решение: «Я не встану с этого места до тех пор, пока на меня не снизойдет просветление». Так что же представляет собой буддизм — одна из мировых религий, нашедшая миллионы последователей во многих странах? Чем он привлек к себе стольких людей? Видимо, в самом этом учении заключается что-то, давшее ему возможность столь широкого распространения по всему миру.
Учение Будды, в отличие от некоторых других, никогда не претендовало на титул единственно верного. Оно рассматривается как один из возможных путей постижения истины, поэтому сам Будда не требовал слепо принимать его слова на веру. Он хотел, чтобы ученики искали в них смысл, если же он там не будет найден, то такие слова должны быть отброшены.
Основными ценностями буддизма являются «три драгоценности», или «три прибежища» — Будда, дхарма (дхам-ма) и сангха.
Будда — это человек, достигший просветления, или нирваны. Таким человеком стал Сиддхартха Гаутама, который положил начало буддистской традиции, став проповедовать людям дхарму. Будда не считался ипостасью какого-либо бога, он всего лишь учитель, наставляющий учеников, как им достигнуть того, чего достиг он сам.
Буддисты предпочитают называть себя последователями дхармы, а не последователями Будды, подчеркивая тем самым приверженность прежде всего учению.
Слово дхарма имеет несколько значений. В данном контексте оно означает истину, учение, закон. Буддисты стремятся на практике выполнять дхарму, то есть жить по нравственным законам, которые и проповедовал Будда. Дхарма может быть осуществлена любым человеком Независимо от его пола, возраста или национальности.
Сангха — это община буддистов. В узком смысле под этим словом понимают монастырскую общину, в широком — всех людей, осуществляющих дхарму, составляющих, где бы они не находились, духовное братство.
Буддийский образ жизни кратко сформулирован в поэтическом изложении учения, «Дхаммападе»: «Не делать зла. Творить добро. Очищать ум». В буддизме существует понятие «трех ядов», отрицательных проявлений человеческой природы, которым люди должны противостоять: жадность, или страстное желание; ненависть, или отвращение и заблуждение; и невежество.
Три драгоценности в буддизме тесно связаны с тремя прибежищами. Найти себе прибежище считается первым шагом на пути постижения истины. Оно должно обеспечить безопасность и возможность дальнейшего самосовершенствования. Прибежище находится в «трех драгоценностях» буддизма. Поэтому, чтобы объявить о своем намерении следовать учению, человек должен был произнести следующие ритуальные слова: «Я иду в поисках прибежища к Будде. Я иду в поисках прибежища к дхарме. Я иду в поисках прибежища к сангхе.»
Буддизм является прежде всего практическим учением. Как говорил Будда, его менее всего интересует обсуждение отвлеченных вопросов о том, кто сотворил мир или как он устроен, так как абстрактные рассуждения ничем не могут помочь людям. Он пояснял это следующим примером: человек, раненный стрелой, больше всего озабочен тем, чтобы вынуть стрелу и облегчить боль; кто и зачем стрелял, женат или холост стрелявший, представляются менее важными вопросами. Будда считал, что единственно значимый предмет для наставлений — то, что происходит здесь и сейчас.
Этическая практика буддизма отталкивается от пяти наставлений (панча шила), предписывающих человеку, как ему надлежит поступать, и ограждающих его от действия «трех ядов». Эти наставления выражаются в обязательствах, которые человек должен дать самому себе.
1. Я обязуюсь не причинять никакого вреда живым существам.
2. Я обязуюсь ничего не брать у других, если мне не отдадут этого добровольно.
3. Я обязуюсь не нарушать супружескую верность.
4. Я обязуюсь воздерживаться от лживых речей.
5. Я обязуюсь воздерживаться от употребления опьяняющих напитков и наркотиков, чтобы не терять контроль над собой.
Кроме того, для саманеров, тех, кто готовился стать монахом, существовало еще пять наставлений, которые вместе с первыми пятью образовывали основу монастырского устава. Последние пять обязательств, входящих в даса шилу (десять наставлений), — строже первых, предназначенных для людей, исповедующих буддизм без ухода от мира.
6. Я обязуюсь отказаться от чревоугодия и не есть чаще, нежели это положено.
7. Я обязуюсь воздерживаться от танцев, музыки, пения, а также от лицезрения сценических представлений.
8. Я обязуюсь воздерживаться от использования венков, от употребления духов и украшений.
9. Я обязуюсь воздерживаться от высоких сидений и высокой постели.
10. Я обязуюсь не принимать золото и серебро.

Восемь наставлений, или аттанга шила, предписывалось выполнять в праздничные дни буддистам, живущим в миру. В аттанга шиле седьмое и восьмое наставления соединены, а десятое опущено. Монахам же следует исполнять все десять обязательств, чтобы освободиться от всех пут, привязывающих человека к земной жизни, и достигнуть освобождения. В целом наставления должны удерживать людей от чрезмерного потворства своим прихотям и желаниям.
Буддист должен очистить свой разум от всего лишнего. Путь к такому очищению — сосредоточенность. Кажется довольно трудным находиться в сосредоточенном состоянии в повседневной жизни, когда человеку приходится заниматься множеством различных дел. По этому поводу в буддизме существует притча о монахах одного монастыря.
Монахи любили шутки ради порассуждать о том, кто из них самый лучший и на кого первого снизойдет просветление. Они пришли к заключению, что каждый из них может оказаться первым, но только не монах по прозвищу Глупец — неграмотный парень, не принимавший участия в их ученых беседах и подметавший в монастыре полы. Вопреки предсказаниям монахов, как раз на него и снизошло просветление. Братья обратились к настоятелю с вопросом о том, как могло такое произойти. «Выметая все углы в монастыре, он одновременно очистил все уголки своего сознания», — ответил им настоятель.
Таким образом, достигнуть просветления может даже человек, не прекращающий заниматься повседневными делами. Необходимым считается анализировать и контролировать состояние своего сознания, свои действия и поступки. Человек не должен выплескивать на окружающих свои отрицательные эмоции, являющиеся следствием его переменчивой сущности. Буддизм учит, что люди тесно взаимосвязаны друг с другом и своим поведением каждый влияет на других людей и все общество в целом.
Более глубокое понимание этого учения подразумевает, что последствия действий индивидуума выходят за пределы его личного, земного существования и влияют на судьбы всего мира, а также на последующие воплощения человека. В буддизме содержится мысль о взаимодействии человека (микрокосма) и Вселенной (макрокосма). Это обязывает людей стремиться к гармонии с природой и с уважением относиться к каждому живому существу.
Среди важнейших ценностей буддизма—мудрость (прад-жня) и сострадание (каруна). Они взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Для достижения мудрости применяется практика медитации, происходящая из древнеиндийской системы йоги. Медитация способствует умственному и духовному развитию личности, раскрытию внутреннего потенциала человека (интуиции).
Суть медитации в достижении такого состояния сосредоточенности и спокойствия, при котором сознание позволяет приходить и уходить самым разным мыслям и образам, оставаясь при этом совершенно невозмутимым. Такое отстраненное созерцание должно привести в итоге к прозрению истинной природы вещей. Человек становится способным относиться ко всем окружающим доброжелательно и достигает состояния мудрости.
Для распространения дхармы необходимо то, что называют упая — глубокое проникновение в суть вещей с применением искусных методов.
Даже Будда, как повествует легенда, достигнув просветления, не сразу решился проповедовать свое учение, сознавая, что людям, погрязшим в мирских заботах, вряд ли будут понятны его мысли. Только искусные методы пояснения своих идей как словом, так и делом позволили ему донести учение до окружающих.
Главной целью буддизма является достижение просветления, или нирваны. Это слово буквально означает «погашение». Нирвана не является каким-либо другим миром, пребывая в ней, человек находится там же, где и раньше. Нирвана — это особое состояние сознания, при котором достигается понимание истинной сути вещей и избавление от страстей и невежества, привязывающих каждого к сансаре — бесконечной цепи земных воплощений.
Учение Будды не считается истиной, а лишь путем к ее достижению. Как говорится в одной дзэн-буддийской поговорке — это палец, указывающий на Луну. Сам Будда сравнивал его с плотом из рассказанной им притчи.
«Один человек стоял на берегу и хотел переправиться на другой берег. Там, где находился, он был полон сомнений и страхов, на другой же стороне реки он был бы свободен и спасен. Чтобы преодолеть препятствие, человек решил построить плот. Перебравшись на противоположный берег, он задумался, как поступить с плотом. Будда говорил, что неразумно было бы этому человеку тащить плот с собой, следовало оставить его у воды и продолжать путь налегке».
В этом образе заключается важная идея учения: оставлять лишнее, не брать с собой. Человек, достигнувший цели, должен оставлять позади себя пути к ней.
Учение Будды было изложено в нескольких канонических сборниках, главным из которых является Палийский канон «Типитака», или «Трипитака» («Три корзины»). Канон — основы религиозного учения, считающиеся законом для его последователей.
Основные понятия буддизма — карма, сансара, дхарма — были заимствованы из брахманистской религии. Но в буддийском учении основное внимание уделяется личному спасению отдельного человека. Так как каждому присуща своя индивидуальность, один путь не может быть приемлемым для всех.
Буддизм указывает четыре праведных пути: познание, практические деяния, мистическое созерцание, вера в силу Будды.
Суть буддийской веры заключается в безусловном признании того, что Будда достиг высшей мудрости, потому, следуя указанными им путями, каждый может сделать то же.
Основу самых ранних буддийских представлений составили «четыре возвышенные истины», открывшиеся Будде, о которых он поведал уже в самой первой своей проповеди. Это истина о страдании и его причинах, прекращении страдания и пути к этому прекращению. Человеческая жизнь от начала и до конца исполнена страданием, причинами которого являются жажда бытия, свойственная всем привязанность к жизни. Прекращение страдания — устранение всякого желания, освобождающее от привязанности к земному существованию.
В буддизме, как и во всякой религии, есть культовая сторона. Почитанием пользуются мощи Будды и прочих святых; вещи, которые, как полагают, им принадлежали; места, связанные с их жизнью. Особо священными считаются четыре места: Канилавасту, где родился Будда; Гайя, где он прозрел; Бенарес, где прочитал первую проповедь; Кунина-гара — место нирваны.
Буддизм признает существование различных богов, в его пантеон вошли боги ранее существовавших в Индии религий. С распространением буддизма этот пантеон дополнялся божествами других стран и народов. Но наибольшим почитанием пользуется сам Будда.Будда создал монашескую общину по образцу сельской, называемой сангха. Жизнь монахов строится на ряде строгих предписаний и ограничений, идеалом является нищенский и бродячий образ жизни. Согласно канону, монах не мог иметь никакой собственности, кроме чаши для подаяний.

             
             
 


Используются технологии uCoz