Монотеистические религии
             

На главную

               
       
Иудаизм
Христианство
Ислам
       
                                                       
                                                   
Ранние верования
                 
Монотеистические религии
               
                       
Политеистические религии
                       
                 
Религии востока
                   
             
                           
 

Иудаизм

Тора представляет собой самую главную часть Танаха, которая была записана во времена Моисея. В состав русской Библии вошло пять книг Торы, названных Бытие, Левит, Исход, Числа, Второзаконие.
В первоначальном иудейском варианте Торы сохранены названия книг по первым значимым словам текста на иврите. Например, Вайикра(«И воззвал...»), Элле Хадебарим-(«Вот слова..»), Веэле Шемот («Вот имена...»), Берешит («В начале...»), Бамид-бар («В пустыне...»). Главным сюжетным элементом Торы является заключение договора бога Яхве с народом.
Первые строки Торы повествуют нам о сотворении мира и человека. На первый план выходит предание об Эдемском саде блаженства с деревом познания Добра и Зла. Именно из недр этого сада появились «ростки» первого греха, здесь, согласно тексту Библии, человеком был нарушен запрет познания и первый и последний договор с Господом -Саваофом Затем описывается судьба потомков Адама и Евы — Авеля и Каина. В этом же цикле рассказывается о Ламехе, одном из потомков Каина, и его сыновьях — основателе скотоводства Иавале, создателе первых музыкальных инструментов Ювале и первом кузнеце Тувалкаине.
Первая часть повествования завершается рассказом о Сифе, от рода которого, по библейским преданиям, произошли все народы. Затем в Торе описывается родословие человечества от Адама до Ноя, который отправился в плавание на созданном им ковчеге.
Тема Всемирного потопа и уничтожения человеческого рода встречается в мифологиях всего мира. С точки зрения Библии потоп был послан людям в наказания за злые помыслы, отравлявшие человеческое существование на земле. Повествование о Ное заканчивается установлением священного соглашения между ним и Богом. Завершением сюжетной линии истории Ноя и его потомства стал рассказ о непочтительном отношении к отцу сына Хама, ставшего основателем рода Ханаана. По Библии, на Ханаана, его сыновей и жителей всей Ханаанской земли было ниспослано Божье проклятие.
Повествуя о жизни сыновей Ноя, Тора не обходит стороной сюжеты расселения народов после потопа.
Следующим важным историческим этапом стало описание родословия сына Ноя Сима, которое восходит к Аврааму. С Авраама начались истории двух разделенных! навеки народов — евреев и арабов.
Ранняя история Израиля отражена в преданиях об Иакове, Исааке и Аврааме. Согласно сведениям, полученным из Библии, Авраам был родом из Южной Месопотамии. Его предки жили в долине Евфрата и были язычниками. Бог вынудил Авраама оставить родину (Быт. 12) и идти по его указанию к землям, где суждено было родиться великому народу. По преданиям, Авраам, которому в то время было 75 лет от роду, отправился в Ханаан вместе с женой Сарой и племянником Лотом. Там он жил в пустыне, возглавляя род кочевников-скотоводов. За все время пребывания в Ханаане он лишь один раз был в Египте ( Быт. 12:10-20). После того как Лот перешел на территорию Иордании и поселился в Содоме, Авраам направился к дубраве Мамре, где среди язычпиков им был утвержден жертвенник богу (Быт. 13:1 13). Через некоторое время Авраам организовал военные походы для освобождения Лота, плененного четырьмя восточными царями. (Быт. 14).
По преданиям, он получил несколько откровений от Бога, обещавшего ему «многочисленного потомства и земли обетованной во владение». От Бога он получил свое библейское имя — Авраам, так как ему было суждено стать прародителем великих потомков (Быт. 17:10-14). Бог заключил с Авраамом «завет вечный», наследниками которого должны были стать потомки Авраама от Сары (Быт 17:7).
В это время, согласно повествованию, Богом Аврааму было даровано предсказание рождения наследника завета Исаака. В повествовании об Исааке содержится Божье обетование исполнить данное Аврааму обещание в награду за готовность принести в жертву любимого сына.
Повествование об Исааке плавно переходит в рассказ о непосредственном предке израильтян Иакове. Главным родовым соперником Иакова стал его брат-близнец Исав. Хитростью и обманом Иаков отнял у Исава права первородства и убежал, опасаясь кровной мести. Результатом вражды двух братьев стали кровопролитные войны их потомков, идуме-ев и израильтян (Быт. 25:29-34).
Во время своих странствий Иаков увидел вещий сон, в котором перед ним предстала божественная лестница. На ее вершине стоял Бог. С небесной высоты спускались ангелы, доносившие до Иакова волю Божью: даровано было Иакову обрести страну, «где должно было произойти умножение рода его» (Быт. 28:11-22).
От дочерей Лавана, Рахили и Лии, а также от двух служанок Иаков стал отцом 12 сыновей и одной дочери Дины. Когда Рахиль родила ему первенца Иосифа, Иаков решил покинуть Месопотамию и вернуться домой. По дороге домой на Иакова и семью его напал Некто. В схватке Иакову удалось одержать победу, после чего Некто просил отпустить его (Быт. 32:29) После этого Иаков получил откровение от Бога, в котором даровано было ему новое имя — Израиль и сказано: «Ты боролся с Богом». После утверждения единобожия и жертвенника богу в Вефиле Иаков получил еще одно благословение.
Особое место в преданиях о патриархах занимает рассказ об Иосифе, «любимом сыне Израиля» (Быт. 37;39-50), история судьбы которого венчает книгу Бытия. В повествовании раскрывается привилегированное положение Иосифа перед братьями, описываются драматические сцены мести братьев, завистливо взиравших на «отцовского любимчика», продажа его в рабство. В книге упоминается о домогательствах до Иосифа жены фараона, о ночах, проведенных им в сырости египетских темниц, рассказывается о возвышении Иосифа при дворе фараонов. Эти исторические библейские сюжеты раскрывают тайну появления предков израильтян в Египте. Следует отметить, что изложенные в книге Бытия сюжеты имеют больше фольклорный характер, так как основные исторические события в Палестине и Сирии тех времен не нашли отражения в библейских сценах. Насколько об этом можно судить в настоящее время, Авраам, Иаков и Иосиф совершали свои деяния в вымышленной стране и сами являлись героями легенд. Но все же ответ на вопрос о реальности их существования не может быть дан с уверенностью.
В самом повествовании о двенадцати сыновьях Иакова число 12 носит священный и мифологический характер. Через жизни Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара и других его детей мы можем проследить историю формирования племенных образований народов Израиля. Значительную часть Торы занимает повествование об изгнании евреев из Египта, их долгом странствии по песчаным пустыням и заключении договора с Богом. Достаточно небольшой исторический период, около 50 лет, описывается на страницах четырех книг Святого Пятикнижия.
Центральное место в этом повествовании занимает Моисей. Имя данного религиозного наставника и основателя религии Яхве в истории еврейского народа стало культовым и священным. Его рождение стало символом новой эпохи.
Согласно Торе, Моисей был потомком рода Левия. Его рождение стало началом великого пути вождя еврейских племен времен Исхода. Воспитывался Моисей в семье дочери фараона (Исх. 2). В молодые годы он отличался вспыльчивостью и гневливостью. Поссорившись с египетским надсмотрщиком, он убил его и вынужден был бежать из Египта. Скрывался он в доме мидиамитского жреца, на дочери которого затем женился.
После явления Бога Моисею в несгорающем терновом кусте жизнь Моисея резко изменилась. Бог избрал молодого беглеца для служения народу Израиля и открыл ему свое имя — Яхве («Я есть сущий» — Исх. 3:14).
В течение долгого времени звучание имени Бога оставалось табуированной тайной, передаваемой из уст в уста по линии первосвященного рода. По правилам еврейской письменности, использующей согласные буквы, имя бога произносится Адонай.
После прибавления гласных звуков масоретами к священной еврейской тетраграмме YHWH возникло имя Иегова. В настоящее время расшифровка библейской тетраграммы звучит как «Яхве».
По преданиям, Моисею была уготована роль предводителя и освободителя народа. В помощь вождю был назначен его брат Аарон, которому в последующем суждено было стать основателем и первосвященником привилегированной религиозной касты.
По данным Торы, события разворачивались следующим образом: Моисей и Аарон попросили от лица Господа освободить из- под гнетущего плена народ Израилев (Исх. 7:3- 4). В Библии было сказано, что сердце фараона было ожесточено Яхве. После отказа фараона выполнить волю Господа на Египет обрушилась великая кара. Страна солнца была подвержена «десяти казням египетским» (Исх. 7-11).
Задолго до того, как Египет постигло суровое наказание, Моисей предсказывал страшные расправы и указывал на то, что народ Израилев не попадет «под топор справедливости». Сбывшееся пророчество укрепило влияние Моисея среди собратьев и раскрыло могущество Бога Израиля. В честь освобождения еврейского народа из египетской кабалы (Исх. 12) Моисей по Божьему велению установил праздник Пасхи.
Красочным моментом повествования истории Исхода стала переправа через Красное море, которое расступилось перед народом Израиля и сомкнулось над головами египетских воинов, «...увидели израильтяне руку великую, которую явил Господь над египтянами; и народ убоялся Господа, и поверил Господу и Моисею, рабу Его» ( Исх. 14:31).
После этого евреи расположились у подножия Синая и оставались там год (Исх. 19-Чис. 10). Здесь Бог открыл народу Израилеву 10 заповедей, первая из которых звучала так: «Да не будет у тебя богов перед лицом Моим».
Каменные плиты, на которых были написаны священные десятисловия, были разбиты Моисеем, когда он узнал, что народ поклонялся золотому тельцу (Исх. 31:18; 32:19). После этого народ Израиля был жестоко наказан суровыми испытаниями, ниспосланными Богом. В Торе написано: «Господь сказал Моисею: Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил» (Исх. 34:1).
После того как Моисей восстановил разрушенные скрижали, ему пришло еще одно откровение, в котором Бог спод-виг вождя к сооружению скинии. Скиния представляла собой шатер, куда помещался ковчег завета, для того чтобы «Бог мог обитать среди своего народа».
После установления священного шатра вблизи Синая было установлено священство, для служения которому был назначен Аарон. В служении за спасение от неминуемой гибели в волнах Красного моря был представлен весь народ Израиля. Через Моисея Богом была установлена жертвенная иерархия. Первенцы каждого семейства принадлежали Богу, жертва всесожжения выполнялась на огромном костре; мирная жертва предназначалась для жертвенной еды; жертва за непроизвольный грех, т. е. грех, который не был совершен преднамеренно: за священство и общество — тельца, за правителя — козла, за простого человека — горлицу.
После того как была отмечена годовщина пребывания на Синае, народ Израилев вновь двинулся в путь к Ханаану. Согласно преданиям Торы, Бог являлся и покровительствовал евреям тогда, когда народ изнемогал от жажды и голода (Исх. 15-17; Чис. 11, 20-21). Бог защищал сынов Израиле-вых во время нападения враждебных племен. Однако нарушение заповедей и запретов Божьих карались жестоко.
По Священному Писанию, посланные в Ханаан вернулись через месяц с вестями о том, что «..на земле, где текут молоко и мед, есть большие укрепленные города, а люди сильные и рослые ..». Народ возроптал против такого похода. После этого Халев и Осия, или Иисус, как его назвал Моисей, призвали народ не идти против воли Божьей. И только Моисей, воззвавший к силам и справедливости Господа, спас свой народ от неминуемого истребления.
Согласно Торе, наказание Господне затронуло многих, но не всех. На землю обетованную суждено было войти только Халеву, Иисусу, Навину и самым молодым представителям народа Израилева. Остальным было суждено бесславно умереть в пустыне за грехи, совершенные в течение сорока лет (Чис. 14:29-34). За прегрешения ведомого им народа, Бог запретил Моисею входить в Ханаан и разрешил лишь увидеть Ханаан с вершины горы Нево.
Об исходе евреев из Египта написано великое множество книг. Часть исторических теорий полностью соответствуют библейскому Писанию, часть полностью отрицает Достоверность описанных событий.
Некоторые библейские сюжеты, вероятно, сохранили в себе ключевые исторические события давно ушедших времен. Имеются данные о том, что в древности евреи осели в низовьях Нила. Кроме этого, в XVIII веке до н. э. гиксосы, кочевые племена-завоеватели, распространившиеся на территории Западной Европы, носили семитские имена.
Современные ученые не исключают возможности проникновения израильтян в Египет во время их наивысшего влияния. После свержения гиксосского господства в XVI веке евреи оказались под властью египетских правителей. Со временем племена переместились на Синайский полуостров и затем по окончании долгих лет странствий по пустыне вошли в Палестину.
Согласно представлениям Торы, богоизбранность народа, скитавшегося среди песчаных бархан, состояла в том, что через его судьбу Господь воплощал священные принципы. После того как племена евреев разбили оковы египетского рабства и прошли через смертоносную «пустыню времени», сыны Израилевы превратились в великий народ, объединенный священной верой в единого Бога.

             
             
 


Используются технологии uCoz