Монотеистические религии
             

На главную

               
       
Иудаизм
Христианство
Ислам
       
                                                       
                                                   
Ранние верования
                 
Монотеистические религии
               
                       
Политеистические религии
                       
                 
Религии востока
                   
             
                           
 

Ислам

Арабское слово «islam» на русский язык переводится как «предание», «вверение себя кому-либо». Мировая монотеистическая религия ислам (мусульманство) стала третьей после буддизма и христианства, по времени основания. Возникнув на Востоке, это вероучение испытало на себе сильное влияние предыдущих религий; оно основывалось на тех же идеях, предполагало использование схожих традиций и обрядов. В первых рукописных текстах четко прослеживаются культурные и теоретические положения, заимствованные из ранних учений, но уже тогда ислам имел самобытные черты. Отличительной чертой этой религии является сильное воздействие на культуру и обычаи многих народов Азии и Африки.
В эпоху средневековья достижения арабо-исламской культуры узнали и по достоинству оценили в европейских странах. Прежде всего, признание математиков получила система записи чисел, заимствованная арабами в Индии. Кордовский халифат, располагавшийся в средние века в Испании, стал известен благодаря великим мыслителям, Авиценне, Аверроэсу, аль-Газали. Труды восточных мудрецов изучали в европейских университетах, их теоретические разработки часто служили основой великих открытий. Так, комментарии Аверроэса, связанные с вопросом толкования трудов Аристотеля вызывали острые дискуссии в научной среде Европы.
После свержения последнего халифа, вследствие общего упадка арабской государственности и цивилизации в целом, уровень развития арабской культуры резко снизился. Однако те основы, которые остались в исламе, например богословие, этика, специфические обычаи и нормы семейного права, сохранили свое первоначальное действие на мировую культуру.
Характерные черты мусульманства позволяют относить «исламский мир» к цивилизации. Колоссальное воздействие ислама сказалось на культуре арабских народностей, населения Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан. Косвенное влияние восточного учения наблюдается даже в католической Европе. Арабские завоевания изменили судьбы народов тех стран, где существовали собственные традиции. Покоренные арабами государства довольно быстро утратили национальную специфику, оставив место только нормам и законам, общим для всего мусульманского мира.
Мусульманство требует веры в единого всесильного и милосердного господина — Аллаха, в божественное предназначение судеб и поступков людей, в загробную жизнь после физической смерти. Истинно верующим проповедники обещают воздаяние за добрые и злые дела, соответственно, в раю и аду. По теории ислама, праведников на небесах ждет чудесное воскресение из мертвых, грешников — «страшный суд». Мусульмане считают «чистой» только свою религию, резко отвергая священные тексты иудеев и христиан, о содержании которых они, часто имеют смутные или превратные представления.
Некоторые религиозные взгляды и обычаи покоренных народов, в измененной форме, стали значимыми составными элементами ислама. Это видно из народных празднеств, посвященных почитанию святых, противоречащих монотеистическому учению. Часто личности особо ревностных или мученически погибших мусульман объявлялись богоугодными и обращались в святых. Старые могилы превращались в места поклонения. До настоящего времени в исламе сохранились традиции древнего культа камней, деревьев и других, одушевленных вещей и явлений.
Несмотря на то, что монотеистические религии были давно известны арабам, особенно жителям Мекки и Ястиба, распространения они не получили продолжая существовать наряду с язычеством.
В начале VI века в Аравии активно проповедовался иудаизм, на некоторое время даже ставший официальной религией Йемена. Однако после перехода власти к эфиопам в этой стране распространилось христианство. В то время последователи Иисуса Христа безбоязненно создавали общины и строили храмы в крупных городах на всей территории Аравии.
В странах Ближнего Востока, например в Иране, культурные традиции арабских народов испытали сильное влияние зороастризма, вероучения наиболее близкого монотеизму. Мирное сосуществование различных религий в условиях спокойного развития государств, в отсутствии конфликтных ситуаций могло продолжаться еще много лет. Однако в обстановке резкого экономического спада, обострения противоречий в обществе и отсутствия традиционных, устоявшихся объектов поклонения, перелом в жизненном укладе жителей Востока произошел очень быстро.
Утрата привычных источников получения доходов привела к снижению государственной мощи, разобщенности народов, их неспособности сопротивляться напору чуждых вероучений. История сохранила многочисленные примеры гибели цивилизаций вследствие духовного и экономического упадка страны. Однако с арабами этого не произошло: в конце VI века на этих землях появились зачатки новой религии, как оказалось впоследствии, способной вывести регион из тяжелейшего кризиса.

Мухаммед

Возникновение ислама среди языческих народностей, расселявшихся на большей части Аравийского полуострова, во многом предопределилось борьбой двух религиозных систем — христианской Византии и государства Сасанидов, впоследствии преобразовавшегося в Иран. Родоначальником Сасанидов, династии иранских шахов правивших в 224-651 годах был Ардашир I. В начале VII века на земли Ирана пришли арабы, кардинально изменив не только государственность, но и мировоззрение коренных жителей. Расположенные по противоположным сторонам Великого Шелкового пути, эти страны существовали, в основном, за счет торговли.
Караваны из Индии и Китая шли через Мекку, пересекая Аравийские земли, контролируемые воинственными правителями сильных африканских государств. Плата, взимаемая с коммерсантов, служила основным источником доходов арабов-горожан и бедуинов, кочевавших вблизи крупных поселений. Наиболее оживленной была Южная торговая дорога, свободная от контроля соперничавших племен.
В начале I тысячелетия арабы, как крестьяне, так и кочевники широко расселились по всей территории северной Африки. Кроме того, захватив часть земель Месопотамии, Сирии и Палестины, они создали самостоятельную державу. Впоследствии, в процессе разделения, на территории современного Ближнего Востока сформировались отдельные иудейские и арабские царства. Имея собственные государственные образования, эти народы испытывали влияние более сильных держав, Ирана и Византии, в дальнейшем обусловивших тесную связь ислама и, возникшего ранее, христианства. По библейскому преданию общим предком евреев и арабов был Авраам, имевший двух жен. Одна их них родилась в Иудее, другая в африканских песках. Сыновья этих женщин и стали родоначальниками двух народностей.
ВIV веке мощное Химьяритское царство захватило аравийский Йемен. Через 200 лет на эти земли вступили эфиопские войска, в 570 году изгнанные Сасанидами. На протяжении нескольких веков Иран сохранял господство на Аравийском полуострове. Захватив территории, завоеватели направили по собственному пути практически всю транзитную торговлю. В те времена сильно снизилась популярность южных караванных путей, поставив древнейшие центры торговли на грань разорения. Были задеты политические интересы, привыкших к богатству, правителей кочевых племен. Напряженность политической ситуации обусловила постоянные идеологические споры, соответственно вызвав подъем духовной жизни, который и стал основой зарождения новой религии.
В начале эры арабы не знали единого вероучения; они поклонялись многочисленным идолам, мертвым предкам,

различным силам природы и небесным светилам. В племенах, проживавших на южной оконечности полуострова, был распространен культ камней, поставленных на ребро. Самым знаменитым объектом поклонения был Черный камень в храме Кааба в Мекке. Камень правильной кубической формы, стоявший в окружении таких же камней меньшего размера, символизировал высший божественный дух. Наличие монотеистического символа в языческом святилище, отражало начавшееся складываться у арабов представление о существовании единого верховного божества.
ВIV веке в государствах Аравии появились пророки ха-нифы, призывавшие к отречению от языческих богов. Они предлагали людям нового творца, сильно отличавшегося от привычных Яхве и Христа. Именно ханифы (арабск. «аскеты») начали использовать слово «Аллах», по-арабски звучащее ал или эл, означавшее обобщенное понятие «бог». Каждый ханиф, провозглашал себя посланником неведомого создателя. Они проповедовали учение о воздаянии, практическую религию, веру в единого Аллаха, призывая людей к «вручению» себя его воле.
Поначалу деятельность новоявленных проповедников не имела особого успеха. Однако нашелся человек, способный разбудить сознание людей и создать на основе нетрадиционных взглядов полноценную религию. Этим человеком был Мухаммед, вошедший в историю ислама в качестве первого и единственного «истинного» пророка ислама.
Основатель новой религии родился 20 апреля 570 года, в Мекке. Он происходил из знатного рода корейш, к тому времени обедневшего и утратившего былое могущество. Отец его Абдоллах, был мелким торговцем и умер до рождения сына. Через шесть лет умерла мать Эмина, отличавшаяся нервным характером и впечатлительностью. Остались сведения, что иногда Эмина отдавала сына на воспитание бедуинке Халиме, проживавшей в пустыне. После смерти родителей сироту принял сначала дед Абдоль-Мотталиб, затем дядя Абу-Талиб, человек благородный и добрый, но крайне бедный.
Вскоре мальчик уже сам зарабатывал на хлеб: за убогую плату он пас коз и овец у мекканцев, считавших это занятие слишком низким для себя. Работая пастухом, Мухаммед почти не встречался с людьми. Вероятно, раннее отшельничество повлияло на характер юноши: впоследствии, будучи знаменитым и окруженным многочисленной свитой он имел некоторые трудности в общении. В возрасте 24-25 лет будущий пророк поступил на службу, вначале погонщиком, потом приказчиком, к богатой, вдове Хедидже. Путешествия с караваном по ее торговым делам способствовали расширению кругозора замкнутого молодого человека, охотно завязывавшего знакомства с представителями разных народностей и вероучений.
Через некоторое время Мухаммед женился на Хедидже, которая была на 15 лет старше юноши. Вероятно, она сама предложила ему свою руку. Неожиданно счастливый брак (у них было много детей, но все сыновья умерли) принес Мухаммеду значительный авторитет в обществе корейши-тов. Историки отрицают корыстные расчеты молодого Мухаммеда, он искренно любил свою жену, окружившую мужа материнской заботой. После смерти Хедиджи у Мухаммеда было много жен, но первая супруга осталась самой почитаемой. Освободившись от материальных забот, Мухаммед начал заниматься религиозными проблемами.
Племя корейшитов проповедовало язычество. По их мнению, всю природу, отдельные места и жилища населяли невидимые духи, добрые и злые. Соплеменники Мухаммеда поклонялись идолам, разделенным на племенных и семейных; люди свободно общались с богами, чтили их, в основном, по привычке. Род арабского пантеона находился в главном храме Мекки. В то время ремесленники делали идолов на продажу, рассчитывая на бедуинов, но те, исполняя религиозные обряды, довольствовались простыми камнями.
Наиболее почитаемым идолом кочевников была груда песка; они усиливали «божественность» поливая ее молоком верблюдицы.
Доисламские арабские вероучения представляли одного создателя, называемого «всевышним богом» — «Аллах Теаля». Незначительные боги считались его детьми. Этому творцу они поклонялись, его именем скрепляли договора, подписывая вначале документа слова «во имя твое, Аллах!». Злобных людей корейшиты именовали «врагами Аллаха». Однако тот бог не имел возвышенного культа, так как представления арабов о нем были крайне сумбурны.
Быстрое распространение новых вероисповеданий среди арабов легко объясняется отсутствием у них религиозного фанатизма, присутствующего в иудейских странах и Средиземноморье. Во времена становления ислама на Востоке проповедовались такие религии, как сабеизм, персидский магизм, в большей степени, иудаизм и христианство. Однако эти учения не находили сторонников на Аравийских землях: для арабов христианство было слишком категорично, а иудейство — излишне национально. Именно поэтому неорганизованная секта «ханифов» сумела получить некоторый отклик на свои публичные речи. Чаще всего, ханифы посещали Медину.
В Мекке жил некий Зейд, открыто возмущавшийся против диких проявлений язычества граждан своей родины, за что был изгнан из города. Барака, двоюродный брат Хедиджи, тоже относился к ханифам. Он не отличался фанатизмом и бунтарством, подобно большинству горожан, не интересовался воззрениями о боге и загробной жизни. Характерной подробностью того времени было то, что жители городов отличались большей религиозностью, чем, проживавшие в пустыне, бедуины. Кочевники, представлявшие собой наиболее трезвую, скептическую и расчетливую часть населения Аравийского полуострова, зачастую вовсе не нуждались в богах.
Мухаммед во многих отношениях не походил на своих соплеменников. Он был тихим, мечтательным человеком, чрезвычайно нервного склада: часто обижался, не мог в одиночку оставаться в темноте. Меланхолия стала обычньв состоянием будущего пророка. Испытывая даже легкие домогания, Мухаммед плакал как дитя; неприятные запах! были для него нестерпимы. Живое и поэтическое воображение помогало ему легко контактировать с людьми; современники говорили, что в обращении Мухаммед был мягок, ласков и чарующе вкрадчив.
Основной темой бесед с христианами, евреями, ханифа-ми была религия. Из рассказов христиан юноша сделал вывод об иллюзорности терзаний Иисуса Христа; он рано заметил, что многие места Евангелия извращены. Ханифы, напротив, произвели на Мухаммеда сильное впечатление, особенно Барака, которого он до конца своей жизни считал безгрешным человеком. Под влиянием ханифов, Мухаммед перестал верить в идолов, но вскоре поверил в свое божественное призвание, похожее на то, о чем рассказывала ветхозаветная Библия. Историки полагают, что причиной появления этого убеждения была болезнь, по признакам, сходная с эпилепсией; в рукописных источниках ее называли «нервная боязнь». В юности Мухаммед страдал припадками, сопровождавшимися видениями; однако в зрелые года ничего подобного с ним не случалось.
Как все люди, страдающие истерией, юноша был склонен к самообману, считая правдой плод своей фантазии. Видения, галлюцинации и восторги особенно усиливались в священные месяцы, когда он погружался в религиозные мысли, уединяясь в пещере на пустынной горе Хира, недалеко от Мекки. Здесь он одиноко постился, молился и тосковал. В один из таких периодов Мухаммед увидел во сне небесное существо (по мнению мусульман архангела Гавриила), приказавшее ему выступить в качестве проповедника.
Мухаммед не сразу поверил: ему казалось, что он одержим. Мучаясь сомнениями и подозревая в себе безумие, он желал вторичного появления неземного существа. С момента появления нового видения, будущий пророк почувствовал себя проповедником: припадочные откровения повторялись гораздо чаще, и овладевали им даже на улице.
Первыми почитателями новоиспеченного пророка стали близкие люди, нежно его любившие: Хедиджа, ее дочери, приемный сын Али, друг Мухаммеда, вольноотпущенник, проживавший в их доме и зажиточный торговец Абу-Бекр. Под влиянием Абу-Бекра, умного, спокойного и твердого человека, в ислам обратилось еще несколько горожан, в том числе и будущий халиф Осман. Через некоторое время он войдет в клан пророка, взяв в жены дочь Мухаммеда — красавицу Рокаю.
Раннее учение Мухаммеда представляло собой комплекс взглядов, обращенных против язычества; кроме того, гнев пророка обращался против знати Мекки, благосостояние которой было связано с торговыми ярмарками, регулярно проводившимися на центральной площади. Начиная с 614 года, проповеди пророка стали публичными (они проходили на центральной площади), оттого число верующих намного увеличилось. Отмечая интерес, вызванный его речами, сам пророк, его сторонники и противники понимали, что процесс обращения в новую веру стал необратимым.
Внимательно прислушиваясь к критикам, Мухаммед был с ними согласен, считая собственное учение примитивным. Но вскоре выступления пророка стали сопровождаться не только равнодушием: люди осыпали его безжалостными насмешками, называя безумным и поэтом, что в те времена было едино. Раздраженный издевками, Мухаммед угрожал соплеменникам божьим судом и адскими пытками, возбудив против себя неприязнь. Не веря в божественное предназначение Мухаммеда, корейшиты насмехались над родственником тайно; открыто выражать недоверие им мешали законы семейной чести и страх перед гневом Абу-Талиба из воинственного рода Хашимитов.
Двусмысленное положение наставника заставило многих неофитов (новообращенных) отречься от ислама; несколько лет новых обращений не происходило. Менее почетные последователи пророка терпели более жестокие издевательства горожан. В 615 году, по совету Мухаммеда община мусульман бежала в христианскую страну Абиссинию, где укрылась от гонений. Жители этой страны были давними врагами народа Мекки. Вероятно, это обстоятельство и послужило поводом для ухода именно в Абиссинию. Кроме того, христиане были близки ему духовно: Мухаммед отожествлял их религию со своим учением.
Проводив 11 сторонников, пророк почувствовал себя очень одиноким. От отчаяния он уступил корейшитам: по свидетельству современников, Мухаммед публично признал трех идолов — Озза, Лат и Менат, назвав их посредниками между народом и богом. Однако на другой день он отрекся от своих слов, объяснив вчерашнюю слабость искушением сатаны. После этого заявления, положение сектантов в общине стало еще более тягостным и через некоторое время в Абиссинию ушли последние 100 человек.
Вскоре смехотворный случай помог Мухаммеду получить нового союзника: однажды знатный горожанин, по прозвищу Абу-Джехль (осел), насмехаясь над пророком в присутствии его родственника Омара, сказал нечто такое, что тот посчитал оскорблением семейной чести. В негодовании Омар объявил себя сторонником ислама. Европейские исследователи утверждают, что без Омара мусульманство не имело бы успеха; историки считают именно этого человека побудительным началом в дальнейшей деятельности Мухаммеда; также существует недоказанное мнение о главной теоретической роли Омара в исламе.
Обращение Омара способствовало увеличению числа сторонников секты: с этого времени мусульмане стали читать молитвы не в частном доме, а публично. Один из доброжелателей Мухаммеда писал: «... триумвират (трио) был полный: Мухаммед думал, Абу-Бекр изрекал, Омар действовал». Приверженцы ислама продолжали свое дело, стоически выслушивая колкости горожан. Из числа насмешников особенно выделялся Абу-Софъян, впоследствии ставший основателем династии Омейядов. По его инициативе роду Хашима был объявлен интердикт (отлучение), отстранивший семейство пророка от караванной торговли на два года.
В 619 году скончалась Хедиджа, ангел-хранитель мужа в горькие дни, затем умер дядя Абу-Талиб, мужественно охранявший племянника от недругов. Начальником рода стал враг Мухаммеда, лишивший пророка последней надежды на защиту и кров среди родственников. В 620 году попытка обратить в новую веру жителей небольшого близлежащего городка Таиф не увенчалась успехом: люди встретили Мухаммеда издевками, заверяя, что бог мог избрать посланником человека, более достойного; пророка даже закидали камнями.
После этих событий Мухаммед обратился за помощью к давним врагам мекканцев, жителями города Ясриба, прибывших к Каабе (мусульманский храм в Мекке, имеющий форму куба) на ежегодное богомолье. В Ясрибе обитали племена аусов и хезреджей, отнявших власть у евреев, коренных жителей старинного города. Подчинив себе, большинство горожан, аусы и хезреджи спровоцировали междоусобицы. С 583 года ссоры между племенами обострились.
В торговой Мекке о земледельцах Ясриба отзывались презрительно, помня о том, что победители-арабы легко приняли религию покоренных иудеев. Однако кроме иудейства там были распространены языческие вероучения, и в некоторой степени идеи христианства. Раньше Мухаммед разделял предрассудки своих соплеменников, но после долгих лет унижений, понимая безысходность своего положения в Мекке, он вынужденно согласился на помощь иноверцев.
Присутствие мусульманского пророка в Ясрибе было выгодно аусам и хезреджам не только с религиозной точки зрения, сколько с политической. Непокорные евреи угрожали им приходом Мессии, а Мухаммед, провозгласивший себя посланником божьим, походил на Мессию, поэтому был способен примирить враждующие стороны, уставшие от долголетней борьбы. В марте 622 года к правителям Ясриба отправился мекканский миссионер Мосхаб. Через некоторое время состоялись окончательные переговоры, оставшиеся в истории под названием «вторая Акаба»; их проводил дядя Мухаммеда, пронырливый основатель династии Аббасидов, не принимавший вероучения племянника, но защищавший его в расчете на будущую выгоду.
Несмотря на предосторожности, корейшиты узнали о переговорах, но открыто препятствовать мусульманам не стали. Сторонники пророка уезжали в Ясриб небольшими группами, в течение двух месяцев. Проводив 150 мусульман, Мухаммед и Абу-Бекр остались в Мекке. По-преданию, перед их отъездом, корейшиты, решились на убийство строптивого родственника. Они избрали по одному представителю от каждого семейства, которые должны были, собравшись вместе, лишить пророка жизни.
Мухаммед с трудом ушел из города; несколько месяцев он скрывался в горах и 16 июля 622 года со свитой близких сторонников торжественно вошел в Ясриб, который вскоре назвали «Мединет-он небиййи «город пророка» или просто «Медина». Мединские авантюры Мухаммеда в Коране именуются «хиджра» или «геджра» («гиджра»), что на арабском языке означает — переселение.
Во времена правления халифа Омара I (634-644) год Хиджра был объявлен началом мусульманского летосчисления, начинающегося с 1-го числа 1-го месяца (мухаррама) 622 года, то есть с 16 июля 622.
Пророку в то время было 52 года. Его сразу признали верховным главой крупной общины, включавшей в себя большинство жителей города. Реформы, проведенные новым религиозным вождем, помогли на время прекратить распри аусов и хезреджей: племена объединились под общим именем «ансары» («помощники»). Мусульман-мекканцев, прибывших с пророком в Медину, назвали мохаджирами, то есть «участниками хиджры».
Решив создать новые общественные порядки, Мухаммед повелел каждому мохаджиру избрать себе ансара, почитая его как ближнего родственника и наследником. Правда, новый принцип общественного устройства существовал только в теории, а на практике сохранялся старый, еще раз спровоцировав раздоры. Все же новая позиция Мухаммеда имела важное значение: пророк ввел в ислам дисциплину, до того неслыханное явление для арабов.
Сильно изменилась религиозная организация общины; была построена мечеть, с которой соединили дом пророка, назначен муэдзин (арабск. служитель мечети, с минарета призывающий мусульман к молитве), установлены отдельные формы богослужения, введена ежегодная подать («зе-кат»), составлявшая десятую часть доходов и предназначенная для поддержания обедневших членов общины. Мекка была признана религиозной святыней, к ней начали приходить паломники, находившие приют в, расположенной рядом с мечетью, постройке. Массы бедняков, содержались на средства общины мусульман.
Пользуясь религиозным авторитетом, Мухаммед пытался контролировать гражданские взаимоотношения мусульман между собою и мусульман с иноверцами. Он вершил суд и всегда принимал справедливые решения, таким образом, расширяя полномочия религиозного проповедника в Медине. Благодаря личным качествам, Мухаммед постепенно обрел полномочия светского руководителя. Впоследствии, принятые им решения стали основой мусульманского права: несмотря на примитивность, они полностью совпадали с обычаями древних арабов и евреев, особенно в вопросах брака.
Понимая значимость объединения людей, Мухаммед всячески старался вовлечь в мусульманство мединских евреев. Он делал большие уступки их религии (это отражено в Коране), но не смог завоевать из доверия. Пророк не читал божественную христианскую литературу, довольствуясь рассказами странников. Евреи вскоре убедились, что учение нового пророка противоречит заповедям Моисея. Присутствуя на проповедях, они вступали в спор, уличали пророка в незнании Библии и талмуда (собрание догматических и правовых положений иудаизма), не вступали в ряды сторонников ислама, проявляя упорство и осыпая Мухаммеда насмешками.
В 623 году он изменил порядок исполнения обрядов, приказав мусульманам при молитве обращать лицо к Мекке, а не к Иерусалиму, как было раньше. Традиционный еврейский пост он заменил мусульманским Рамаданом: еще до размолвок с иудеями, вместо субботы, праздничным днем была назначена пятница.
Другая группа противников пророка, называемых «мо-нафиками» («притворяющиеся»), состояла из пожилых жителей Медины, внешне признающих авторитет Мухаммеда, а тайно строивших против него интриги. Подобно большинству свободолюбивых арабов, эти люди явно тяготились строгой религиозной дисциплиной ислама. Вождем монафи-ков был старец Абдоллах ибн-Обейи, до появления Мухаммеда, собиравшегося стать царем. Вскоре конфликт перешел в откровенный мятеж: возмущенные мединцы возобновили связь с аристократией Мекки и начали приготовления к войне с пророком.
Раздор между двумя городами усиливали поэты; их воздействие на горожан можно сравнить с сегодняшним влиянием журналистов. Для того чтобы парировать злые стихотворные насмешки недругов, Мухаммед поручил мединским литераторам составлять ответные послания. Остро нуждаясь в средствах, в 623 году он приказал своему военачальнику, Абдоллаху ибн-Джехшу, ограбить мекканский торговый караван, переправлявший кожу, вино и изюм в Сирию. Всеобщее неодобрение, вызванное таким кощунством (это событие происходило в священный месяц реджеб), заставило Мухаммеда приписать свою вину Абдоллаху. Впрочем, добыча была доставлена пророку и разделена между всеми правоверными. Вероятно, этот случай послужил основой известного изречения, в котором война с неверными объявлялась богоугодным делом. В начале 624 года караван мек-канских негоциантов, нагруженный товарами, возвращался из Сирии.
Абу-Софъян, возглавлявший группу торговцев, зная о готовящемся преступлении, немедленно отправил гонца в Мекку с просьбой о помощи. Большинство знатных горожан имели свою долю в караване и были заинтересованы его защите. Скоро крупный отряд вооруженных жителей Мекки, в числе около 600 человек, спешил навстречу Абу-Софъяну.
Мухаммед, не зная о соединении горожан, взял в поход только 314 человек. Противники встретились, в долине Бедр. С самого начала сражения обстоятельства благоприятствовали Мухаммеду: отряд корейшитов расположился на почве, накануне размытой сильным дождем. Кроме того, яркое утреннее солнце слепило им глаза. Выгодное местоположение мусульман, вкупе с воззваниями пророка (сам он молился, не вступая в бой), обеспечило им быструю победу. Тогда погибло много знатных мекканцев и простых горожан, немногие оставшиеся из отряда, обратились в бегство.
Победа при Бедре еще больше укрепила надежды мусульман: одних в религии, других в материальной выгоде. После этих трагических событий уже никто не сомневался в политическом могуществе Мухаммеда, заставлявшего с собой считаться если не убеждением, то силой. Легкий успех сильно изменил личность пророка, до того отличавшегося кротким нравом. После событий при Бедре, забитый, испуганный человек неожиданно получил почти неограниченную власть, которая превратила его в тирана.
Прежде всего, Мухаммед приказал казнить тех, кто недавно осыпал его насмешками. В числе приговоренных был поэт Надр ибн-Харис, заверявший сограждан, что повествования о силачах более интересны, чем суры Корана. Попросив заступничества у одного из сподвижников пророка, некогда бывшего его другом, Надр получил жесткий отказ. Недавний приятель отвечал, что ислам уничтожает все прежние отношения. Жертвой мести Мухаммеда стала мединская поэтесса Эсма; она писала насмешливые стихи о новом вероучении и его приверженцах. После казни Эсмы, ее родственники тотчас обратились в ислам, объяснив пророку, что «увидели силу веры».
Расправа с иудеями началась через несколько недель, когда во время сна был зарезан престарелый сатирик Абу-Афак, сочинявший нелестные рассказы о мусульманах. Решив уничтожить еврейское племя беникейноке, занимавшееся изготовлением оружия и производством золотых изделий. Захватив предместье, где жили иудеи, Мухаммед отдал приказ всех перерезать. Однако ограничился их изгнанием, разделив богатое имущество врагов между правоверными. Это деяние он объяснил «откровением свыше».
В то смутное время погибло несколько иудейских поэтов-сатиров, в том числе Кааб бин-Ишраф и Сонейна. Но борьба с корейшитами не была закончена. В апреле 624 года Абу-Софъян совершил повторный набег на Медину; мусульмане снова ограбили торговый караван. В январе 625 года жители Мекки, снарядив 3-х тысячное войско, подошли к горе Оход, расположенной вблизи Медины. Наряду с воинами в поход выступило множество женщин, возглавляемых жестокой супругой Абу-Софъяна, Хинд. Мухаммед смог собрать только 1000 единоверцев, но, составлявшие треть отряда, монафики покинули пророка в начале битвы.
Вначале успех боя был на стороне мусульман, однако, не взирая на запрет предводителя, они устремились к лагерю неприятеля в надежде получить богатую добычу. Получив небольшую передышку, мекканцы собрали силы и нанесли правоверным стремительный удар. Женщины корей-шитов в дикой ярости убивали и предавали осквернению трупы врагов. Особенно отличилась Хинд: она разгрызла зубами дымящуюся печень мусульманина Хамзы, который при Бедре убил ее отца и брата. Мухаммед был тяжело ранен в том сражении; его вынесли с поля боя, с трудом сохранив жизнь.
В Медине пророк окончательно лишился власти. Хотя он объяснил поражение гневом Аллаха, все понимали материальные резоны, двигавшие поступками «духовного отца». Вскоре свиту пророка составляли лишь самые верные «ученики». Летом 625 года, с их помощью Мухаммед совершил еще ряд незначительных операций против бедуинов, изгнал с окраин Медины иудейское племя бени-недыр, отдав мо-хаджирам завоеванные земли.
Личная жизнь пророка тоже претерпела изменения; он обзавелся собственным гаремом, чем возбудил всеобщий соблазн. В числе жен Мухаммеда была Зейнеб, любимая жена его приемного сына Зейда. Для того чтобы прекратить злословия, пророк публично произнес речь, в которой сослался на разрешение Аллаха, якобы, одобрявшего брак с разведенными супругами приемных детей. В дальнейшем благословение творца прикрывало многие поступки Мухаммеда: например, создание многочисленного гарема, где содержались даже христианки, наказания непокорных жен, расправы с «врагами веры». Поселившиеся в Хейбере мединские евреи, настроили против Мухаммеда знатных мекканцев и правителей мощных кочевых племен Солейм и Гетефан.
В марте 627 года 6000 кочевников и 4000 мекканцев, под предводительством Абу-Софъяна, окружили Медину. Пророк заранее укрепил город рвами, благодаря которым это сражение осталось в истории под названием «война за окопами». В разгар осады еврейское племя бени-корейзе, последнее оставшееся в Медине перешло на сторону осаждавших, но Мухаммед, внушил врагам подозрение в искренности их новых союзников. Поверив ему, воины Абу-Софъяна, разделились на защитников и обвинителей; среди них начались раздоры, взаимное недоверие; в результате, армия распалась.
С немногочисленным отрядом оставшихся евреев пророк расправился без жалости. По приказу Мухаммеда, мусульмане избили около 600 мужчин племени корейзов. Их женщины и дети были проданы в рабство бедуинам. Имущество и земли «детей Яхве» правоверные разделили между собой. Сам пророк взял в жены самую прекрасную девушку племени: красавица Рейхана вошла в гарем, наравне с женщинами Медины, христианками и дочерьми кочевников.
Жестокостью и военной силой укрепив власть среди жителей окрестных племен, Мухаммед стал думать о завоевании Мекки: для получения полного «божественного господства» ему было необходимо совершить хадж (паломничество). Поход назначили на священный месяц зулькааде (март), когда сражаться считалось у арабов грехом. Окрестные племена отговорились недосугом; в 628 году Мухаммед повел к Мекке всего 1500 мединцев и асламитов. Воины по традиции пилигримов вооружились лишь мечами. Предупрежденные перебежчиками жители Мекки преградили дорогу противникам. Не решаясь нарушить священный запрет, Мухаммед отдал приказ повернуть обратно и вскоре подошел к поселению, находящемуся на границе области. В результате, последовавших за тем переговоров, закрепленным письменным документом (трактатом) враги заключили перемирие сроком на 10 лет. Корейшиты взяли на себя обязательство разрешить мусульманам вход в Мекку ежегодно на три дня. Кроме того, всем свободным гражданам священного города (и всей Аравии) предоставлялось право принимать ислам. Это правило не распространялось на рабов и приставших к мусульманам без разрешения своего покровителя. Мухаммед обещал не нападать на караваны, идущие в Сирию.
Позднее соратники пророка сочли условия договора бесчестьем для всех мусульман: так как пророк не завершил хадж их Бог не получил титул «Рехман», что значит «милостивый», сам Мухаммед, по-прежнему не имел права называться «посланником Божиим». Из рукописных документов тех лет можно узнать подробное описание переговоров, проходивших в присутствии знатных мединцев, среди которых был и Омар. Мусульмане в гневе, удерживали руку писца, Омар позволил себе даже грубость по отношению к Мухаммеду, но тот, вопреки себе полностью владел собою и спокойно завершил переговоры.
Последующие события показали мудрость предводителя, предвидевшего необходимость заключения мнимо-позорного договора, который, как, оказалось, был лучше победы. По возвращении в Медину, пророк наказал кочевников, отказавшихся сопровождать его в Мекку. Бедуинов устранили от участия в походах, где можно было надеяться на богатую добычу.
В том же году Мухаммед предложил владыкам соседних государств принять ислам и получил согласие; затем покорил последние еврейские племена хейберов, среди которых находились изгнанные бени-недыр. При разделе добычи пророк забирал себе пятую часть. Еврейка Зейнеб, попыталась отравить жестокого завоевателя, но Мухаммеда успели предупредить о покушении.
В феврале 629 года 2000 мусульман, возглавляемые «учителем» отправились в Мекку, где пророк торжественно совершил все обряды хаджа, показав пример последующим поколениям единоверцев. За три дня, проведенные в Мекке, он обрел важных сторонников веры и нашел жену своему дяде Аббасу, оставшемуся «неверным», но действовавшим заодно с племянником. Меймуна, богатая вдова из Мекки в качестве законной супруги вошла в семейство пророка. В сентябре 629 года 3-х тысячный отряд мусульман, вторгся в Сирию, но в битве при Муте, у Мертвого моря был разбит арабами, находившимися в подданстве Византии.
В декабре 629 года небольшое бедуинское племя хозеы-тов — союзников мусульман, обитавшее в окрестностях Мекки, подверглось налету другого племени — кочевников-бекритов, стоящего на стороне мекканцев. Получив известие об этих событиях, пророк отверг мирные предложения мекканцев, посланник которых, Абу-Софъян в тот момент находился в Медине. Никому не сообщая о цели похода, он спешно собрал большое войско, объединенное из мединцев и союзных кочевых племен.
Благодаря осторожности предводителя десятитысячная армия, незаметно подошла к Мекке. Дядя Мухаммеда, Аб-бас, в пути принял ислам и вступил в тайные переговоры с Абу-Софъяном. Тот также принял ислам и стал, своего рода парламентером в мирных переговорах враждующих сторон. В начале января 630 года жители Мекки сдались, не допустив кровопролития. Воцарившись в священном городе, Мухаммед уничтожил языческих идолов Каабы, а затем и домашних божков, оставив в сохранности главную святыню храма — Черный камень. Все горожане, вынужденно принявшие ислам, были помилованы; аристократы даже получили богатые дары. Казнили только четверых мекканцев, в том числе певицу, исполнявшую шуточные куплеты, высмеивающие учение пророка. Победа Мухаммеда не принесла несчастий жителям священного города, напротив, новая религия укрепила значение Мекки, те более, что все прочие священные места языческой Аравии были отменены.
С тех пор жители Мекки помогали «учителю» обращать в ислам другие народности и кочевые племена. Покорив Мекку, пророк легко внедрил свое вероучение, в остальные области Аравии, в арабские районы, находящиеся под властью Византии и персов.
Сильное сопротивление оказали лишь хевазинцы, сражение с ними состоялось при Хонейне. Мусульмане победили, захватив богатую добычу. При разделе добытых трофеев, воины из Мекки получили преимущество перед мединцами. Последние остались недовольны несправедливостью дележа, и ссора дошла до серьезного столкновения. В ярости воины набросились на пророка и сорвали с него плащ. Сохраняя спокойствие, он сказал мединцам, что они тверды в вере, а мятежные сердца жителей священного города необходимо прельстить мирскими благами. Побежденные хевазинцы приняли ислам, после чего им вернули их жен и детей.
Несмотря на добровольное обращение в ислам, в душе арабы не принимали новое вероучение: длинные молитвы и безмерное чтение Корана казались им невыносимыми, а налог в виде десятой части доходов — непосильным. Однако политически выгодный союз с мусульманами и страх за собственную жизнь заставляли людей мириться с завоевателями. После завоевания Мекки, бедуины не убивали мусульманских проповедников, как раньше. Отказ от старых языческих традиций, не особо набожные арабы, переносили довольно легко. Они знали мусульманского Аллаха из давней религии, к своим богам относились безразлично, почитая их не слишком старательно.
Специфично прошло обращение в ислам жителей города Таифа. В конце 630 года, после нескольких неудачных попыток ворваться в город, Мухаммед позволил соседним племенам разграбить окрестные поселения. Узнав об этом, в Медину пришли послы Таифа с мирными предложениями. Они соглашались покориться мусульманам, приняв ислам, но через три года. До того времени они просили пророка не брать с горожан обязательной десятины, не заставлять их молиться Аллаху, оставив, уцелевший идол богини Латы. Послы объясняли, что сохранность почитаемого идола поможет успокоить женщин, детей и некоторых особо суеверных людей племени, а остальные могут легко отказаться от языческих традиций.
Мухаммед долго не мог найти веских доводов для отказа, отговариваясь тем, что общество не одобрит уступки такого рода. На эти слова послы посоветовали пророку, по обыкновению сослаться на божественные видения: «... ты ответишь, что так тебе велел поступить Аллах». Убежденный пророк уже начал диктовать писцу текст соглашения, когда вмешался Омар. Не обращая внимания на Мухаммеда, он обнажил меч и крикнул послам: «Вы испортили сердце пророка, да сожжет Господь ваше!», на что те резонно возразили: «Мы не с тобой говорим, а с Мухамедом».
Пламенные слова Омара оказали влияние на пророка; он решительно отказался от сделок с жителями покоренного города. Послы Таифа согласились на все требования мусульман. Вскоре священный идол богини Латы горел в костре под плач женщин племени. В истории завоеваний Мухаммеда это был единственный эпизод благосклонности, по отношению к языческим божкам. Обычно арабы безжалостно их уничтожали. Время показало, что горожане Таифа оказались более искренни, чем остальные племена. Вскоре после смерти пророка, почти вся Аравия спешно отреклась от ислама, и только Таифа и Медина остались верны принятой вере. Летом 630 года Мухаммед собрал огромное войско, состоявшее из 30 тысяч пехотинцев и 10 тысяч хорошо вооруженных всадников. Лично возглавив воинов, он отправился в Сирию, чтобы отомстить арабам за поражение в битве при Муте. С трудом, передвигаясь по пескам безжизненной пустыни, ослабевшие от жгучего солнца, на середине дороги воины потребовали возвращения домой. В том походе слова пророка о том, что адский огонь сильнее летнего зноя, не подействовали должным образом на примитивное сознание бедуинов: войско возвратилось домой, не пройдя и половины пути.
Будучи уже тяжело больным Мухаммед начал подготовку к новому походу в Сирию, но осуществить задуманное ему не удалось. В марте 632 года, чувствуя приближение смерти, пророк совершил торжественный хадж в Мекку. В окружении 14 тысяч сподвижников, он произнес последнюю проповедь, в которой громко заявил об окончании, пророческой миссии.
Возвратившись в Медину, Мухаммед совершил множество «добрых дел». С каждым днем его силы убывали, но он отказывался от средств, исцеляющих лихорадку. Не желая далее видеть страдания больного, жены пророка однажды напоили его горьким напитком; но Мухаммед, очнувшись, заставил все семейство выпить это лекарство вместе с ним. 7 июня 632 года «учитель» спросил чернил и бумаги, объяснив просьбу желанием написать книгу, в которой будут отражены только истинные его мысли и основные правила мусульманского вероучения.
Находившийся рядом, Омар не допустил исполнения последней воли умирающего, сказав: «у нас есть Коран, слово Божие». По мнению историков, Омар боялся, изменения завещания Мухаммеда, решившего назначить Али своим наследником. В доме началась ссора; одни хотели исполнить волю пророка, другие сопротивлялись. Очнувшись, Мухаммед приказал всем уйти: «...удалитесь! Не подобает спорить в доме посланника Божия».
8 июня Мухаммед настолько окреп, что был в состоянии встать с постели. Неожиданный приход «учителя» в мечеть, соединенную с его домом, глубоко тронул всех собравшихся. Он трогательно простился с преданными друзьями и членами семейства и вскоре умер на руках любимой жены Айши, дочери Абу-Бекра.
Пророка похоронили в Медине, где до сегодняшнего времени сохранилась его гробница, ставшая мусульманской святыней. На это место приходят сотни паломников со всего мира, поклониться великому проповеднику. После его смерти от ислама отреклись почти все аравийские государства. Однако Абу-Бекр и Омар силой утвердили вероучение Мухаммеда, распространив его во многих странах.

             
             
 


Используются технологии uCoz