Монотеистические религии
             

На главную

               
       
Иудаизм
Христианство
Ислам
       
                                                       
                                                   
Ранние верования
                 
Монотеистические религии
               
                       
Политеистические религии
                       
                 
Религии востока
                   
             
                           
 

Христианство.

Религиозные настроения египетского, фригийского, сирийского и многих других народов во II веке нашей эры были пропитаны интересом к загробной жизни и ожиданием мессии, способного очистить души человеческие от «всякой скверны». Многие легенды того времени посвящались учению об умирающем и воскрешающем Боге, несущим людям земли «свет истинный».
Особенно остро необходимость в «единственно правильной вере» появилась в I веке у иудеев Палестины и Малой Азии. В странах, разоренных постоянными войнами, зарождалась надежда на приход «Божественного Спасителя» — мессии. В пустыне у Мертвого моря были найдены рукописи, датированные I веком. В них говорится, что тогда на территории Иудеи существовали религиозные общины, не признающие права на частную собственность и верившие, что «праведный учитель» приходил на землю, был казнен «нечестивыми» людьми, воскрес и обязательно вернется, чтобы воздать по заслугам всем ныне живущим.
На первых порах христианство возникло как одна из сект иудаизма. Основной своей целью оно считало очищение иудаизма от «вредных» наслоений, которые были привнесены фарисеями и книжниками. По мнению знаменитого теолога А. А. Радугина, «...основное направление в переосмыслении иудаизма христианством» состояло «в углублении содержательного нравственного начала религиозного учения под углом зрения утверждения ведущей роли принципа любви». Радугин утверждает, что основой «религиозно-нравственного учения христианства» считается «заповедь любви: любви к Богу, любви к ближнему, в том числе и к своему врагу».
Постепенно впитывая в себя популярные идеи филонов-ской и греко-римской философии, восточного богословия и элементов стоической, а также кинической этики, оно становится второй после буддизма мировой религией.
Основой для создания религиозной литературы послужили так называемые евангельские легенды, рассказанные не кем иным, как самим Иисусом Христом. Профессор Норман Андерсон писал: «Учение Иисуса возвышается над остальными и стоит особняком, как Эверест. Ни одно другое учение не обладало такой властью и влиянием на бесчисленные человеческие жизни и разнообразные культуры. Ни одно другое учение не привело к таким разительным переменам и не вызвало таких бурных дискуссий».
В легендах говорится о том, что Иисус родился от непорочной Девы Марии. Его чудесное рождение произошло в иудейском городе Вифлееме. Став взрослым, Иисус стал учить народ и творить всевозможные чудеса, чем вызвал к себе ненависть книжников и иудейских священников. Преданный одним из своих учеников — Иудой, Христос был осужден советом иерусалимских первосвященников и по приговору римского наместника Понтия Пилата казнен. Его казнь и казнь двух воров одновременно состоялась на горе Голгофе. Тело Христа с позором было распято на кресте, а затем погребено в каменном склепе. На третьи сутки Иисус воскрес, предстал перед своими учениками и вознесся на небо.
«Несмотря на весь свой скептицизм, я действительно верю, что две тысячи лет назад в той стране, которую мысегодня называем Израилем, слово сделалось плотью и обитало в образе еврея из Галилеи по имени Иисус», — писал в своих трудах Ян Уилсон. «На короткий исторический момент в воздухе появился привкус волшебства. Больные исцелялись, мужчины и женщины видели проблеск небесного величия».
Священной книгой христианства по праву считается Библия, по мнению Мартина Лютера, являющаяся колыбелью, «в которой лежит Христос». Священное Писание создавалось в течение многих лет, оно разделено на две части: Ветхий Завет, состоящий из 39 книг, и Новый Завет — из 27 книг. Старославянское слово «завет» означает «завещание», «соглашение» или «договор». Иисус выдвигает в своем завещании бескомпромиссные требования как к моральному, так и духовному поведению христиан:
«Кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему левую» (Матфей. Глава 5:39).
«Прощайте до семижды семидесяти раз» (Матфей. Глава 18:22).
«Все, что имеешь, пойди и раздай нищим» (Марк. Глава 10:21).
«Не судите, да не судимы будете» (Матфей. Глава 7:1).
«Кто принудит тебя идти одно поприще, иди с ним два» (Матфей. Глава 5:41).
«Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Матфей. Глава 18:3).
«Если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее» (Матфей. Глава 9:45).
Ветхий Завет начинается с пяти книг священной книги иудеев — Торы, называемых Пятикнижьем. Кроме того, в него входят книги об истории Израиля — «Книги Премудрости»: Псалтирь, Притчи Соломоновы, «Книга Иова» и книги пророчеств. Одной из самых поучительных историй, описанных в Ветхом Завете, по праву считается сказание о Вавилонской башне. В 11 главе Первой книги Моисеевой рассказывается о том, что в древние времена «на всей земле был один язык и одно наречие». После потопа один из потомков Хама — Нимрод — основал город Вавилон, который быстро разросся в большую гордую столицу, ставшую во главе многих городов и народов. Достигнув такого положения, население Вавилона и Нимрод очень возгордились и в знак своего величия решили возвести башню «высотою до небес» (Ветхий Завет. Первая книга Моисеева. Бытие. Глава 11:4).
Это предприятие с религиозной точки зрения явилось преступлением, так как вытекало из гордыни человеческой, граничащей с самонадеянностью и отречением от Бога. «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить» (башню).
Недалеко от Древнего Вавилона по сей день высятся огромные развалины какой-то исполинской башни, носящей имя Бирс-Нимруд, или Башни Нимрода. По иудейскому преданию, это и есть Вавилонская башня, которую хотело выстроить племя Хамово, дабы прославить в веках имя свое. Конечно, можно воспринимать эту историю как красивую легенду. Однако именно в то время, когда предположительно была построена башня Бирс-Нимруд, сформировались главные особенности, по которым различаются основные языковые группы.
Таким образом, подобные библейские сказания учат каждого человека не возноситься над другими и не приравнивать себя к божествам. Тех же, кто не следует этому правилу, боги нещадно карают. «Ибо возмездие за грех — смерть» (Новый Завет. Послание к Римлянам. Глава 6:23).
Новый Завет содержит целых четыре описания жизни, смерти и воскрешения Иисуса, причем в Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки встречается множество сходных черт, а Евангелие от Иоанна представляет события в несколько ином свете. И. В. Рю писал: «Они (Евангелия) оставляют впечатления силы, огромной мощи, находящейся под строгим контролем... Они отмечены печатью Бога и Сына Человеческого. Это путеводная звезда для человеческого духа».
Большинство представлений о развитии христианства в древние времена было отражено в Новом Завете. Этот труд состоит из четырех частей. Сначала церковью было канонизировано четыре Евангелия, а затем канонизации были подвергнуты Деяния апостольские, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова, иначе называемое Апокалипсисом. Многие раннехристианские произведения впоследствии были отвергнуты церковью и не вошли в христианский канон.
Деяния апостолов посвящены человеку, которого звали Феофил, и рассказывают о череде происходящих в те времена событий. Центральное событие разворачивается во второй главе и повествует о том, что во время еврейского праздника Пятидесятницы, который происходил в Иерусалиме, на учеников Иисуса снизошел Святой Дух: «И появились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Во вступительном слове к Деяниям Лука отметил, что его первая книга посвящена всему, «что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал». Эта фраза подтверждает истинную веру Луки в то, что дух Иисуса не погиб и продолжает жить в его последователях.
Основная часть Нового Завета была написана еврейскими авторами, проживающими на территории Палестины. Как правило, они использовали для составления текстов народный греческий язык, распространенный среди евреев эллинских диаспор. Самым древним новозаветным произведением считается Апокалипсис, который, по мнению ученых, был создан в 68-69 годах.
В исследованиях Бенари говорилось, что имя Антихриста в Новом Завете зашифровано «звериным числом 666» и напрямую связано с императором Нероном, правящим в 37-68 годах. По мнению ученого, упоминание о Нероне встречается так же и в другом контексте. Там говорится о семи царях и предсказывается приход восьмого, правящего ранее и входящего в число этой семерки.Это событие ученый связывал с политической жизнью Рима. Во времена правления Гальбы — с середины 68 до начала 69 годов в Римском государстве была распространена легенда о том, что император Нерон не погиб и должен был триумфально появиться, олицетворяя образ Антихриста.
Среди ученых-историков по сей день нет единого мнения по поводу датировки Апокалипсиса. Так, Р. Ю. Виппер в работе «Возникновение христианской литературы» упоминает о том, что в тексте Нового Завета мессия обозначается двумя различными именами. ВIV-XIX и XXII главе говорится об Агнце, а в I-III и во второй части XXII упоминается Христос. Ученый утверждает, что та часть, в которой говорится об Агнце, была написана в 68 году, а «Христова» создана в конце I или начале II веков.
Остальные новозаветные произведения датируются более поздним временем. Считается, например, что Деяния и послания были созданы, как минимум, на 60 лет позже Апокалипсиса. Написание посланий Павла к римлянам, коринфянам и галатам относится к концу I и началу II века, Евангелия и остальные послания — к середине II века, Деяния — к концу II века н. э.
С точки зрения исторической науки наиболее ценными считаются апостольские Деяния, содержащие важный материал о распространении христианской религии на территории Средиземноморья во II веке. Среди церковнослужителей особое значение придается Евангелиям, в тексте которых встречаются данные о жизни, деятельности, гибели и воскрешении Иисуса Христа. Американский теолог Гофман так охарактеризовал значение Евангелий: «Фактом является то, что даже самое раннее Евангелие... есть теологический трактат, а не исторический источник».
В общем и целом христианская церковь относится положительно к любым исследованиям, направленным на изучение религиозных документов и поддерживает мнение о том, что «Бог вдохновил авторов на создание священных книг. Для этой цели Бог избрал определенных людей, которые, в то время как Он приставил их к выполнению этой задачи, в полной мере воспользовались собственными силами и способностями. Поэтому, хотя Дух Святой действовал в них и через них, их следует считать истинными авторами того, что было написано» (Катехизис католической церкви, 1994 г.).
Библейские писания во все времена подвергались всевозможной критике. Например, чтобы восстановить подлинные тексты свитков библейских авторов, над ними и по сей день продолжают трудиться текстуальные критики, обладающие совершенным знанием древнееврейского и греческого языков. Текстуальную критику зачастую называют низшей, так как она закладывает основу для дальнейшего изучения библейских документов.
Сами источники так же подвергаются изучению критиков. Впервые с этой точки зрения было изучено Пятикни-жье в XVIII веке, позднее критика была применена к Новому Завету, особенно к Евангелиям. Ученых в первую очередь интересовало: существовал ли ранее документ, содержащий высказывания Иисуса, и в чем заключается связь трех Евангелий? Различными формами материалов Библии занимаются формальные критики. Расцвет этого направления пришелся на середину XX века, когда немецкие представители выдвинули весьма радикальные предположения о том, что большинство высказываний Иисуса было придумано христианскими священниками. В то же время некоторые другие ученые, такие, как Джон Робинсон, считали, что «почтение к памятным словам и поступкам Иисуса должно было подавлять искушение приукрасить их или истолковать по-своему».
Редакционная критика библейских текстов рассматривала готовый документ с учетом интересов каждого автора и обращая особое внимание на те акценты, которые он расставил в своей работе. Библию как единое историческое произведение изучали представители повествовательной критики. Наиболее полно направления их работы были описаны в книге С. Хауэрса и Г. Джонса «Аспекты повествования». И, наконец, окончательная форма библейского текста стала объектом исследования канонических критиков, передающих современникам скрытый смысл образных и аллегорических высказываний Святого Писания.
Несмотря на все критические замечания, по большому счету Библию можно назвать величайшей книгой о любви. В ней описываются факты, подтверждающие, что, несмотря на равнодушие и непослушание людей, Бог не отворачивается от них, прощает грехи и поддерживает в тяжелые времена. В Евангелии от Иоанна говорится: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Глава 3:16). Библия заставляет людей задуматься над жизненными ценностями и решить главный вопрос человеческого существования: последуем ли мы за «истинным Светом, который просвещает всякого человека, приходящего в мир»(Евангелие от Иоанна. Глава 1:9), или «возлюбим тьму, не-1 жели свет» (Там же. Глава 3:19).
Помимо перечисленных выше произведений, о жизни Христа повествуют и так называемые неканонические сочинения, которые не признаются церковниками как «богодух-новенные», но и не отвергаются ими. Среди них хотелось бы отметить «Первоевангелие Иакова-еврея», «Евангелие от Никодима», «Книги о рождестве Девы Марии», «Учение 12 апостолов», «Книги Иосифа Плотника» и некоторые другие. Особая роль в пропаганде христианского учения отводится сочинениям «отцов церкви»: Юстина Мученика, Та-тиана, Климента, Тертуллиана, Иринея и других защитников христианства.
Первые христиане почитали труд и воздержанность во всем. Они не могли пойти на какие-либо соглашения с богатыми и знатными людьми, считая, что богатство является одним из самых страшных грехов. В христианских общинах царила атмосфера равенства и взаимоуважения, люди там называли друг друга сестрами и братьями.
Однако в I веке идеи равенства и противостояния власти резко поменялись на призыв к полному повиновению. Богатство уже не считалось грехом, а верховный правитель государства почитался как культовая фигура.
Во II веке появились тенденции объединения христианства с философией, что стало причиной образования множества так называемых гностических сект. Основой гностических учений стали персидский дуализм, неопифагорейство, платонизм, восточная мистика и астрологические учения. Спасение человечества сторонники этого учения видели в «истинном знании» — гносисе. Несмотря на то, что гностицизм был признан еретическим учением, христианство заимствовало в нем некоторые материалы, которые повлияли на развитие христианской литературы и выработку догматов. Христианская вера во II веке распространилась преимущественно в Малой Азии, Риме и некоторых африканских городах. В наше время многие из чудес, описанных в религиозной литературе, воспринимаются неоднозначно и по сей день не могут быть объяснены с научной точки зрения. Так, например, множество споров возникло вокруг плащаницы, хранящейся в Туринском католическом соборе. На одной из сторон этого холста в полный рост изображен Иисус Христос со стороны лица, с другой — со стороны спины. На теле Христа отчетливо видны следы бичевания, а также раны от тернового венца, от гвоздей на руках и ногах и т. д.
Проведенный анализ показал, что подобное изображение не могло быть нанесено никакими известными способами, кроме того, структура ткани плащаницы не подвергалась окрашиванию и то, каким способом на ней появился лик Христа, по сей день остается загадкой. Помимо Туринской плащаницы, в храмах хранится множество реликвий, почитаемых христианами как святыни. Это гвозди из креста, на котором был распят Иисус, обломки самого креста, хитон, терновый венец и некоторые другие вещи, принадлежавшие Ему.
Хронологически раннее становление христианства можно разделить на три периода: период актуальной эсхатологии, датируемый второй половиной I века, период приспособления — II век и период борьбы за господство в империи -III-V века. Каждая эпоха вносила в религию христиан новые учения и верования, культы и структурные изменения.
Формирование основ христианства завершилось в V веке созданием на Халкидонском соборе христологической догмы и подчинением христианской вере варварских королевств, образовавшихся в западной части Римской империи. В настоящее время христианство является одной из трех мировых религий. Христиане призваны жить «здесь и сейчас». По мнению ведущего христианского апологета (защитника веры) К. С. Льюиса, «христианство — это утверждение, которое в случае его фальшивости не имеет никакого ,] значения, а в случае его истинности имеет бесконечно важное значение. Здесь не может быть золотой середины». Признание истинности христианства имеет решающее значение в существовании человека, ибо, исходя из утверждений Иоанна (Глава 14:6), Он есть Путь, Истина и Жизнь.

             
             
 


Используются технологии uCoz