Ранние верования
               

На главную

                   
       
Анимизм
Шаманизм
Культ предков
       
     
Фетишизм
Тотемизм
Табу
     
                                                       
Ранние верования
                 
Монотеистические религии
               
                       
Политеистические религии
                       
                 
Религии востока
                   
             
                               
 

Тотемизм

Тотемизм представляет собой религиозную систему, в которой центральное место занимает родственная связь человека с тотемом. Тотем — животное или растение, изображение которого стало эмблемой индивида или целого рода. Термин «тотемизм» был введен в мировую теологическую систему знаний для описания особенностей религиозного, культурного и социального устройства жизни первобытных народов. Тотемизм преимущественно проявлялся в племенах и общинах, имевших смешанную систему экономики. (Смешанная экономика — система отношений в обществе, при которой опорными отраслями существования являются охота и сельское хозяйство). Кроме того, тотемизм развивался в Австралии, в многочисленных охотничьих общинах. Изредка он встречался в племенах, занимавшихся разведением скота. В целом тотемизм охватил множество социальных групп, этносов и племен всего мира. Его воздействие на психологию, поведение и культурные традиции этнических образований оставило глубокий след на тропе истории.
Особенностью системы тотемизма является восприятие людьми объектов природы как полноценных одушевленных представителей окружающего мира. При этом многие предметы причисляли к обладателям сверхъестественных качеств.
Мировоззрение племен, придерживающихся системы тотемизма, было целиком построено на идеологических, культурных, эмоциональных и мистических взаимоотношениях с природой. Необходимо выделить индивидуальный и групповой тотемизм. Несмотря на общие истоки возникновения, они имеют ряд существенных отличий. К общим характеристикам тотемизма относят следующие.
1) Тотем приобретает функции хранителя души человека, помощника, покровителя. Способности тотема позволяют ему влиять на человеческое сознание и внушают благоговение, страх и уважение.
2) Тотемизм включает исторически сложившуюся символику и систему имен.3) Среди поклонников тотемизма наблюдается самоидентификация личности с тотемом и символическое уподобление ему.
4) Растения и животные, входящие в иерархию тотемизма, подлежат охране и почитанию. Их смерть от руки человека считается самым тяжким грехом. Эти живые существа неприкасаемы.
5) Использование тотемических ритуалов.
В состав тотемистических учений входят различные магические обряды и ряд культов. Такого рода смешение религиозных и магических компонентов затрудняет понимание тотемизма как целостной системы.
Наиболее распространенной формой данной системы был групповой тотемизм. Среди характеристик этого вида следует особо выделить следующие черты.
1) Существовала мистическая связь между животным или растением и социальной группой. Под социальной группой следует понимать племя, клан, род, фратрию.
2) Название каждой группы было связано с тотемом.
3) Эмблемы тотема, его символика, а также табу относились как целой группе, так и к ее подразделениям.
4) Групповые тотемы часто ассоциировались с большим числом животных. Такие тотемы называли множественными. При этом между различными тотемами существовала определенная взаимосвязь на основе мифов и ритуальных культов.
5) Происхождение конкретной тотемической группы было приурочено к потомству от брака ритуального животного с человеком. Иногда тотемисты упоминали лишь о том, что прародителем группы было конкретное существо из животного мира или растение. Изредка причиной поклонения конкретному виду было насильственное подчинение рода власти бога-животного. В настоящее время групповой тотемизм встречается на территории Австралии, среди отсталых скотоводческих и земледельческих племен Африки, Северной Америки и Индии. Австралийские аборигены сохранили групповой тотемизм в первозданной форме. В Северной Америке, преимущественно на северо-западном побережье, эта религиозная система практикуется у рыболовов. Мелкие тотемистические общины отмечены также среди небольших групп скотоводов Центральной Азии.
Характеристика индивидуального тотемизма включает в себя систему тесных ритуальных и религиозных взаимоотношений человека и животного. Данная система позволяет обрести конкретному индивиду неограниченную духовную и физическую силу. Система индивидуального тотемизма включала представления, согласно которым между партнерами устанавливалась тесная взаимосвязь.
Например, считалось, что в результате какого-либо несчастья, случившегося с одним из принадлежащих к тотему, другого постигала подобная судьба. Таким образом, эта религиозная система базировалась на исключительно строгом своде законов и табу. В индивидуальный тотемизм посвящались преимущественно высокопоставленные лица социальной группы: шаманы, целители, вожди.
Первые проявления тотемизма возникали в шаманских кругах, где из индивидуального тотема происходил анималистический бог-хранитель. Традиции индивидуального тотемизма склонялись к передаче по наследству подчинения тому или иному животному и наложению табу на весь его вид.
В клановых тотемах Австралии, Нового Южного Уэльса выделят две группы, в которых тотемическая линия наследуется по матери. Групповой тотем именуется «мясо» и также передается по женской линии. Индивидуальные тотемы встречаются только у знахарей и шаманов и наследуются по линии отца. Такой тотем имеет название духа-спутника, находящегося внутри его обладателя.
В этих племенах существует особый запрет употреблять в пищу мясо священных животных. По верованиям тотемис-тов, «...есть свое «мясо» — то же самое, что есть собственное тело или тело собственного отца». Шаманы и знахари ассоциируют себя со своими тотемами. В случае оскорбления или физического увечья, нанесенных тотему, его хранитель сам страдает от различных душевных и телесных недугов.
Согласно религиозным правилам шаманов, в обязанности тотема входит оберегать своего хранителя от различных опасностей во время сна. Аборигены верят, что, если к спящему человеку приближается опасность, дух тотема переселяется в тело хозяина и предупреждает его. В случае смерти знахаря дух тотема охраняет его могилу, являясь путникам в виде священного сияния над захоронением.
В индивидуальном тотемизме тотему отводится важная роль помощника знахаря и шамана. Во время транса или сна дух животного отправляется на поиски необходимой информации. Шаманы Австралии до сих пор практикуют черную магию, в магических обрядах которой важная роль отводится тотему. Если шаман решил убить недруга, он при помощи ритуальных песнопений отправляет тотема на поиски жертвы. По верованиям аборигенов, когда дух тотема достигает своей цели, он внедряется в грудную клетку врага, где поедает все его внутренности.
Как было отмечено выше, в индивидуальном тотемизме практикуется преемственность тотема по мужской линии. Считается, что, когда потомок знахаря ложится на алтарь, тотем входит в него. При этом обряде отец или дед-знахарь кладет детеныша священного животного на грудь молодого шамана. По поверьям аборигенов, в этот момент тотем просачивается сквозь кожу в тело новоиспеченного знахаря.
После этого обряда кандидата обучают правилам общения с тотемом, открывают ему тайны религиозных песнопений, позволяющих управлять силой могущественного бога-животного.
Традиции племен Северной Новой Гвинеи отличаются своеобразием и самобытностью тотемических ритуалов. Небольшие родовые образования, размеры которых, как правило, не превышают нескольких деревень, практикуют тотемистические связи с рыбами. В их верованиях царство рыб трактуется как царство предков.
Детям этих племен предоставляется право выбирать, к какому — материнскому или отцовскому — тотему они будут принадлежать. У каждой родовой группы имеется особое место, откуда священный тотем берет души для новорожденных детей и куда приносит души умерших.
Отличительной чертой тотемизма Новой Гвинеи являются места обитания тотемов. По поверьям племен, они живут в домашних фигурках, священных флейтах и ритуальных масках.
Религиозные традиции Малайзии в основном опираются на индивидуальный тотемизм. Избранными для слияния со священным тотемом считаются те, кому во сне пришел дух умершего предка. Как правило, дух является в обличий человека и сообщает кандидату имя тотема (вид животного, которому необходимо поклоняться) или тот предмет, в котором он обитает. После этого избранник, следуя воле умершего, ищет это животное или указанный предмет.
Иногда во сне предоставляется неполная информация, и тогда тяжелым испытанием для кандидата становится поиск формы воплощения своего тотема. Найдя тотемического бога-хранителя, избранник приносит в жертву священному животному пищу и кровь так называемых грязных животных. Тем, кому не посчастливилось найти свой тотем, приходится жить отшельнической жизнью. Считается, что в одиночестве людей чаще посещают сны с тотемической символикой. Иногда с целью обретения божественного покровителя, молодые люди спят на могилах своих могущественных предков. Это, по поверьям, помогает напомнить о себе своим умершим родственникам.
Из особенностей религиозных традиций племен охотников и собирателей Индии следует отметить, что среди членов племени принято считать себя похожими на своих тотемов. Запреты и табу в этих образованиях предельно строгие. Нарушившему порядки, установленные многими столетиями, грозит неминуемая смерть. Клановые тотемы этих племен приравниваются к живым людям.
В знак почитания и поклонения вожди племен каждый год предпринимают восхождение на гору предков к ее верховному духу, где совершаются жертвоприношения. По обычаям индийских племен причиненный клановому тотему вред неизбежно отразится на судьбе всего рода. Таким образом, ежегодные обряды жертвоприношения позволяют умилостивить родовых и клановых тотемов. Без присутствия вождей гора предков считается неприступной. Под страхом смерти туда запрещено являться всем членом родов.
Племена Западной Африки практикуют как индивидуальный, так и групповой тотемизм. Переводя названия их тотемов, можно догадаться об их роли хранителей человеческой души. Например, названия «то, что имею», «прирожденное», «то, что позади» символизируют прижизненных спутников человека, стоящих у него за спиной и передающихся от предков. Как и в тотемистических учениях предыдущих племенных групп, у африканцев в качестве священных выступают различные животные, растения и объекты окружающей природы. За несоблюдение табу неприкосновенности священных тотемов на племенных шаманских сборах совершается обряд отречения неверных.
До сих пор родовые общины африканских племен были построены по принципу преобладания материнского рода. Однако в настоящее время укрепляются права отцовских генеалогических линий. Групповым тотемам подчиняются целые кланы и даже роды. В знак почитания и благоговения перед священными духами вожди племени приносят жертвы.
Преемственность индивидуальных тотемов допускается как по отцовской, так и по материнской линии. В отличие от других тотемических систем, в соответствии с африканскими религиозными обрядами можно менять своего покровителя. Для людей с одинаковыми тотемами характерно объединение в целые группы.

             
             
 


Используются технологии uCoz