Ранние верования
               

На главную

                   
       
Анимизм
Шаманизм
Культ предков
       
     
Фетишизм
Тотемизм
Табу
     
                                                       
Ранние верования
                 
Монотеистические религии
               
                       
Политеистические религии
                       
                 
Религии востока
                   
             
                               
 

Шаманизм

Внутреннее пространство шамана являлось не объемом пустоты, привычной для понимания человека. Мир шамана обладал набором определенных элементов, так же как и физическая материя.
Ученые-физики доказали неоднородность строения плотной материи, состоящей из атомов, которые в свою очередь образуются в основном из пустоты. Подобное внутреннее пространство вполне доступно для восприятия и исследования. Царство шамана, во многом напоминающее строение материи, изучало не отдаленные тела внешнего космоса, а духовное существование миров. Так называли внутренний космос, скрытый от глаз обыкновенного человека.
В отличие от людей, непосвященных в тайны скрытых миров, шаман воспринимал невидимые предметы и явления. Он легко раздвигал границы своего сознания, соприкасаясь с реальностью, выходящей за рамки примитивного мира физических явлений. В царстве мистической реальности движение происходило по законам, в корне отличающимся от научных представлений. Шаманы утверждали, что внутреннее время непостоянно: оно может сжиматься и растягиваться, словно резина. Пребывая в этом измерении, разум шамана преодолевал значительные препятствия, которые невозможно объяснить логически.
Ученые, занимающиеся изучением национальных традиций, убедительно доказали существование шаманства задолго до появления первого человека. Возможно, древние шаманские культы возникли на основе религиозных традиций народов Северной и Центральной Азии. Духовное состояние общины тогда контролировали племенные шаманы, обладавшие непререкаемым авторитетом благодаря способности управлять таинственными силами природы.
Общее значение слова «шаман» в переводе с языка тунгусов Северо-Восточной Сибири означает «работа с теплом, огнем» или «нагревать, сжигать». Применительно к человеку это понятие можно разъяснить как «преобразователь огня». Для древних людей пламя не только давало тепло, но и служило предвестником перемен. Такое определение вполне объяснимо, если учесть способность шамана к преображению как физическому, так и духовному. В толковых словарях шаманом называется «мудрый человек», «тот, кто знает». Однако существуют более полные версии перевода: «тот, кто познал экстаз». Именно такое состояние отличало методы заклинателя от действий обычных людей. Находясь в трансе, шаман получал зашифрованную информацию, благодаря которой он мог оказывать помощь больным и давать конкретные советы по лечению. Подобные Врачеватели могли накапливать и физически чувствовать собственную силу, ощущать связь с внутренней сущностью предметов и событий.
Шаман иначе воспринимал окружающую его действительность, не признавая действия химических и физических законов. Понимая разнообразие жизненных форм, он знал множество способов ее восприятия, причем обычные человеческие ощущения считались лишь одним из них. Не секрет, что насекомые, животные, птицы, рыбы, деревья воспринимают окружающее пространство и явления, происходящие в нем, в собственном представлении. Глубоко постигая мир, шаман уважительно относился ко всему живому. Маги и заклинатели много лет отдавали постижению жизни в любом ее проявлении.
По научному определению термин «шаманизм» означает изучение принципов и методов эзотерического культа. Используя связь между человеческим сознанием и сущностью всего живого, от людей до небесных тел, шаман соединял личность с природой и другими уровнями бытия. Однако он не стремился к манипуляции, контролю или эксплуатации. Основными его методами являлись добровольное сотрудничество и активная поддержка всех форм жизни. Таким образом, шаманизм был сугубо индивидуальным занятием, не имевшим ничего общего со сверхъестественными явлениями.
Шаманы не создали новое учение, они лишь определили некую систему верований. Эти люди опирались на приобретение личного знания, достигнутого отдельной личностью, при этом сильно отличаясь от тех, кто исповедует признанную религию. Принципы последних основаны на вере в слова или авторитет, также они зависят от формы представления информации — устной или письменной. Понятие истины у шамана целиком основано на личном опыте. Например, христиане верили в существование царств за пределами физического бытия, питая надежды на будущую жизнь в одном из таких царств. Шаманы только принимали их существование, ничего не ожидая от потустороннего мира.
Шаманы Британии и Северной Европы хорошо понимали, что космос существует на нескольких уровнях бытия, соответствующих различным аспектам сознания. Данная идея получила распространение среди азиатских народов. Отражение этой концепции можно было видеть в определенных племенных символах — таких, как тотемные столбы индейцев Северной Америки и новозеландских маори, хрустальные резные жезлы, используемые некоторыми индейскими шаманами.
Индейцы часто изображали трех главных духов, расположенных друг над другом, поддерживаемых фигуркой животного у основания. На тотемном столбе верхняя фигура обычно имела крылья, означающие возможность далеких путешествий. Фигуры символизировали различные грани человеческой личности и основные уровни восприятия.
Шаманы-кахуна на Гавайях, некогда входивших в состав великого доисторического континента My, уподобляли подсознание скрытому разуму человека, способного испытывать эмоции и безмолвно служить сознанию своего носителя. Кахуна рассматривали отдельные грани человеческого характера как единое целое. Личность, участвующую в сознательной повседневной жизни, — рассуждающий разум - они называли средним «я» человека. На другом уровне находилось низкое «я», связанное с памятью, отчасти с деятельностью подсознательного разума или с бессознательными поступками. Над рассуждающим разумом находилось высшее «я», действующее на уровне высочайших стремлений разума. Шаманы-кахуна считали все эти «я» личными хранителями человека.
Космическое древо и Шаманическое колесо являлись древними картами, предназначенными для подсознательных путешествий. Шаманы разных культур пользовались этими предметами для познания себя и достижения иных уровней восприятия.
Хотя каждая методика действовала эффективно только в своей культурной среде, все они происходили от более ранней, универсальной доисторической системы. Указывая на существующие параллели и объединяя главные принципы в гармоничную систему, странствующие шаманы могли приблизиться к первоначальной системе, открыть перед современным человеком ясный путь, ведущий в космос заклинателя.
Высшее «я» существовало в течение долгого времени. Оно обладало как мужскими, так и женскими чертами. Его связь с человеческим «я» похожа на отношения между ребенком и любящими родителями. Всем человеческим существам присущи рост и развитие сознания. Овладение богатством опыта и восприятия, настройка человеческого «я» на цели высшего обеспечивают это развитие и усиливают свет сознания. Когда неофиту древней мудрости предлагали познать себя, это подразумевало нечто гораздо большее, чем понимание человеческого «я». Это означало потребность в постижении всех аспектов мудрости и гармонии.
В Космическом древе разные части реальности соединялись центральным стержнем — стволом древа. Но это было нечто большее, чем просто опора для поддержки. Ствол представлял собой канал, по которому текли соки жизненной энергии, сравнимой с дыханием, ибо она наделяет жизнью все сущее.
Шаманы-кахуна и некоторые американские индейцы называли жизненную силу маной. Китайские даосы называли ее ци, а японские монахи секты дзен — ки. Йоги и западные мистики пользовались санскритским словом «прана», когда говорили о жизненной и духовной энергии, которая приходит с дыханием. Шаманы северных народов предпочитали древнескандинавское понятие «мегин».
Слова, заимствованные из разных языков, имели сходное значение: «дыхание», «духовная энергия». Они подразумевали невидимую силу, которая усваивается вместе с дыханием. Шаманские воззрения на природу внутреннего космоса очень сильно отличались от материалистических взглядов некоторый ученых, утверждавших, что мир вокруг нас существовал отдельно и независимо от остального. Шаман жил в придуманной сети, где все соединено нитями энергии, словно артериями и капиллярами, разносящими кровь к каждой клетке живого организма.
Концепция сети использовалась шаманами для объяснения единства и полноты бытия. Сеть не имела ограничений; в ней все было взаимосвязано и развивалось в соответствии с собственными законами. Это понятие лежало в основе философии американских индейцев, древних обитателей Северной Европы и некоторых других народов. Будучи частью внутренних сил шамана, сеть использовалась при выполнении конкретных действий.
Если Космическое древо и Шаманическое колесо можно считать картами для сознательного разума, то Великая сеть служила картой для всех уровней разума. Сознание шамана выступало в роли паука, соединенного с паутиной тонкими энергетическими нитями, образующими ее основу. Великая сеть являлась реальностью, в которой существовало все: древо, колесо, шаман и остальная Вселенная. У американских индейцев и древних народов Северной Европы существовало общее понимание внутреннего космоса. По их представлениям, он поддерживал свое существование через взаимодействие двух великих противоположностей, изначально заложенных во всем.
Активное мужское начало, источник света и энергии, по представлениям американских индейцев, было воплощено в образе духовного Солнца. Его противоположностью было пассивное, питающее женское начало, представленное богиней Жизни. Китайские даосы изображали эти противоположные и взаимно дополняющие силы в виде мандалы инь и ян. Из Абсолютной Реальности, обозначенной кругом, возникли две силы, черная и белая, представленные каплевидными формами. Черный цвет символизировал женское начало, а белый;— мужское.
Орудия, которыми пользовались шаманы, являясь предметами силы, были призваны связывать сознание с глубинными уровнями творческого потенциала, а также с природными и космическими силами. Шаманский алтарь очень прост: это кусок ткани, на котором можно удобно разложить орудия, камни, кристаллы и другие принадлежности. Алтарь помогал направить внимание, обозначая пределы священного пространства, где смешивалось физическое и духовное. Племенные шаманы устанавливали алтарь на земле и садились перед ним, скрестив ноги.
Барабан — особо ценное орудие—был для шамана средством, открывающим доступ к иным мирам восприятия. Чаще всего использовался круглый ручной барабан. Обычно он изготавливался из полого древесного ствола, затем обтягивался выделанной кожей животного. В былые дни американские индейцы предпочитали брать шкуру буйвола, а теперь наиболее распространенным материалом является козлиная или оленья кожа.
Своеобразный жезл, используемый для прояснения мыслей и более четкого их выражения, назывался говорящей палочкой. Ее длина могла меняться: от 30 см до размера обычной трости для ходьбы. Говорящая палочка служила связующим звеном между Небом и Землей, то есть стихией воздуха, где обитали мысли, и вещественным миром. На общих собраниях этот жезл традиционно передавался по кругу с условием, что говорить может только тот человек, который держит его. Таким образом, он учил ясно выражать свои мысли. Говорящая палочка одновременно являлась эмблемой шамана-учителя, передававшего знания и мудрость тем, кто их искал.
Еще одним предметом шамана была курильница, представлявшая собой емкость, куда насыпали смесь для окуривания. Иногда порошок заменяли тлеющим пучком сушеных трав. Часто в качестве курильницы использовалась мелкая керамическая миска размером с большую пепельницу, реже — створка от крупной раковины.
Шаманская маска служила средством выражения внутреннего потенциала. Она надевалась во время проведения церемониального или шаманского танца. Маска могла изображать животное или союзника (так называли наставника или учителя из иного мира). Маски носили для укрепления внутреннего контакта с космическими силами. Их изготавливали из различных материалов и надевали в особо торжественных случаях. Самую простую маску рисовали на лице.
На протяжений многих веков шаманы различных культур пользовались маятником как средством общения между сознательным и подсознательным для разговора со скрытым «я». Он служил методом получения знаний о вещах, которые находятся за пределами ограниченных возможностей сознательного разума. Маятник помогал оценивать внешние условия, определять участки недомогания и дисгармонии в человеческом теле. Кроме того, его использовали как инструмент для определения источников воды или залежей минералов.
Шаманское путешествие—способ проникновения в иные миры, недоступные восприятию органами чувств. Тело шамана в это время находится в расслабленном состоянии, тогда как дух странствует в неких иных измерениях. Такие путешествия шаман совершал в измененном состоянии сознания.
В странствиях шаману встречались различные животные, называемые животными силы. Каждое живое существо представлялось не чем иным, как мыслью в разуме Великого Духа, соответственно, оно являлось своего рода символом, указующим знаком для человека, путешествовавшего в неведомых шаманских мирах.
Ключом к пониманию животных силы, встреченных на пути, являлись некоторые характерные особенности и повадки аналогичных животных в привычном мире. Так, бабочка, проходящая в своей жизни через ряд метаморфоз, давала шаману силы принять неизбежные перемены, оставить устаревшие взгляды, мешавшие продолжить путь. Век бабочки недолог, поэтому она учила человека наслаждаться настоящим моментом.

             
             
 


Используются технологии uCoz