Ранние верования
               

На главную

                   
       
Греко-римская религия
Кельты
Германцы и скандинавы
       
     
Славяне
Евреи
Индейцы
     
                                                       
Ранние верования
                 
Монотеистические религии
               
                       
Политеистические религии
                       
                 
Религии востока
                   
             
                               
 

Кельты

Тайны цивилизации кельтов уходят в бездну прошедших тысячелетий. Религиозные обряды, законы и особенности бытового уклада жизни безвозвратно потеряны. Лишь некоторые археологические находки напоминают нам о существовании этих загадочных обществ. Историки считают, что формирование племен кельтов началось за тысячу лет до н. э. В это время начиналась великая эпоха освоения железа.
Кельтские племена обладали навыками обработки железосодержащей руды. Среди раскопок кельтских поселений были найдены ножницы, серпы и другие предметы из железа, используемые в быту. Антропологическая структура населения была крайне неоднородна. Известный исторический стереотип галла (так римляне называли кельта) — высокого, атлетически сложенного человека с волосами цвета пшеницы — остался лишь в литературных произведениях.
Местом образования этой небольшой группы племен, объединенных общей культурой и религией, была Центральная Азия. Долина Инда в течение многих тысячелетий служила родиной древним воинственным племенам, ставшим родоначальниками целой цивилизации.
Доказательством родства вышеуказанных племен являются схожие религиозные культы животных, возведение женщины в ранг равноправного спутника мужчины-воина. Так-же обращают на себя внимание одинаковый художественный стиль поэтов этих племен.
Маршруты кельтских миграций проходили через западные регионы европейского континента. Часть племен достигла Испании, ряд других миновали Альпы и остановились вблизи Сицилии. В III веке до н. э. кельты совершали путешествия через Македонию, Фракию и Фессалию. В это время образовалась Галатия — область Малой Азии, где поселились 20 тыс. кельтов.
Несколько племен, продвигаясь по западному побережью Европы, достигли территорий Бретани, а некоторое время спустя посетили Шотландию и Ирландию. В это время на юге Британии и Ирландии большая часть земель была захвачена белгами — небольшим кельтским племенем.
Мифы и легенды древних кельтов свидетельствуют о том, что к III в. до н. э. у европейских поселений еще окончательно не сформировалась иерархия богов. Особенностью теософии кельтов была ярко выраженная преемственность религиозных традиций у завоеванных племен. Таким образом, божества долины Инда постоянно изменялись под воздействием культурных традиций захваченных этносов. Во главе богов стоял кельт-победитель.
Образ героя представлял собой поистине божественный символ. В ранг божества возводились великие воины, наделяемые «силой солнца, своими лучами поражающего души врагов». В народе существовало поверье о родстве кельтов с богами, которые встречались также и у древних ирландцев, считавших себя «туатха-де денан» — детьми бога.
Магия занимала важное положение в системе общения кельтов с внешним миром. В ранних религиозных учениях галлов природа и стихия наделялись божественными силами, способными своим гневом поразить «неверных». Язык магии помогал древним кельтам понимать природу, отвечать на ее требования и приносить ей те дары, которых она желала.
Главным богом кельтов считался Таранис — властитель молний. Его можно сравнить с римским Юпитером-громовержцем и славянским Перуном. Большой популярностью пользовался также бог Бел. Под его покровительством находились все знания кельтов. Священным символом этого бога была омела, растущая на дубе. В настоящее время в Англии омела считается «лекарством», способным в новогоднюю ночь излечить людей от несчастий и бед.
Война была неотъемлемой частью жизни кельтов. На почетном месте хранителя воинской доблести стоял Бел-ту-кадор и богиня-воительница Белисама. Первоосновой жизни кельты считали воду. Эта животворящая субстанция стала для галлов культовой. Множество рек Западной Европы были названы кельтами в честь богинь, покровительствовавших плодородию.
Река Марна была названа в честь священной триады Матрон, хранительницы женской чести, Сена обязана своим названием богине Секване. Множество статуэток, найденных в долине Сены при археологических раскопках, были принесены в жертву богине.
Согласно ряду источников, долина Сены считалась священной. Во время правления римлян это место почиталось как исцеляющее от всех болезней.
Не менее известные английские реки Северн и Клайд получили свое название в честь богинь Сабрины и Клоты. Священных мест у кельтов было очень много. Каждое из них, по верованию галлов, имело своего духа-хранителя, который являлся посетителям в виде какого-либо животного, например, кабана (рис. 8).
Триада богинь Матрон, которой были адресованы сотни наскальных надписей, управляла процессами рождения, жизни и смерти. Кельты опасались гнева триады, славившейся своей жестокостью по отношению к непослушным.
Матрон изображали в виде девушки, женщины и старухи. В Ирландии их называли Морриган, Маха и Ба. Мужем богини Морриган считался Дагда, герой кельтской мифологии, изображаемый на рисунках со шкурой зверя на плечах.
Земля в понимании галлов представляла собой великую ценность, беречь которую составляло цель жизни каждого кельта. Покровитель земли, бог — Луг. Имя этого бога исследователи связывают с латинским словом «люкс», что в переводе означает «свет». Праздник Луга ирландцы отмечали первого августа, восхваляя бога, дарующего плодородие и урожай.
В некоторых кельтских легендах Луга называют Лиром, имя которого было заимствовано великим Шекспиром. В произведениях раннего Средневековья Луд (Лир) выступает в роли короля Лондона.
Среди обрядов древних кельтов следует особо выделить культ «священных дубрав», силы которых воспевались во время обрядов друидов. Данные религиозные традиции можно отнести к анимистическим обрядам, приравнивающим каменные глыбы и величественные вековые стволы деревьев к божественным хранилищам душ предков.
Друиды были по сути своей шаманами, владеющими таинствами «философии загадок». Эти лесные колдуны, по преданиям, общались с душами умерших, воспевали культ «трех». Число «три», по мнению друидов, обладало магическими свойствами. В «загадках» эта цифра фигурировала непосредственно в самом сюжете, или повествование должно было иметь структуру, состоящую из трех частей.
Культ «трех» восходил своими корнями к Матронам, священной триаде, почитавшейся во времена матриархата. Несмотря на отсутствие специфического письма, кельты сохраняли свои культурные и религиозные традиции, передавая знания потомкам из уст в уста. Особенной популярностью пользовались зашифрованные формы повествования в виде загадок. Некоторые из них дошли и до современных ирландцев. Вот пример одной из них: «Какие три вещи сами без языка, а знания дают?» (глаз, ум и буква).
Даже в этой простой загадке сохраняется «троичность». Вообще для поэтических произведений друидов была характерна особая структура, содержащая загадочное, иносказательное начало. Шаманские ритуалы и поэзия так сильно переплетались между собой, что современные историки-аналитики порой не могут отличить одно от другого.
Опорой духовных изысканий древних друидов был культ слова. По мнению шаманов, слово открывало в них тайные источники священной силы, дарующей бесконечное могущество в мире духов. Порой на шаманских собраниях словесные заклинания, произносимые вслух, становились предметом конкуренции друидов. Состязания в слове поэтов-колдунов приводили к тому, что победитель погружался в глубокий транс. По их верованиям, такое состояние открывало друидам путь к общению с миром усопших и награждало даром пророчества. Подобные ритуалы использовались для дополнительного убеждения остальных в правильности всеобщего верования. Согласно древним римским источникам, погружавшийся в транс друид иногда даже превращался какое-либо животное.
Одним из древнейших богов кельтов был рогатый бог Кернуннос, называвшийся повелителем мира животных. Его также называли богом охоты. В то время считалось большим несчастьем прогневать этого бога. Даже великий Шекспир с высот литературного Олимпа отдал дань этому грозному повелителю животного царства. В его произведениях упоминается о магическом дубе в Виндзорском лесу, посвященном Кернунносу.
Храмы и святилища кельтов нередко располагались в чаще непролазного леса или на берегу озер. С течением времени религиозные постройки из деревянных превратились в ка менные. Иногда храмы друидов располагались прямо в скалистых пещерах. После вторжения римлян на территорию Англии произведения кельтской архитектуры были преданы огню.
По свидетельству Тацита, перед римскими солдатами предстала страшная картина «полумрака в каменных стенах храма, забрызганных кровью. В темноте ужасного зрелища сновали люди, одетые в черные одежды, и отчаянно кричали женщины с факелами в окровавленных руках».
Жрецы кельтов представляли собой довольно мощную политическую оппозицию римским властителям. Поэтому Юлий Цезарь распорядился об уничтожении виновников человеческих жертвоприношений.
Мнение о причастности жрецов друидов к человеческим жертвам противоречиво, но не лишено доказательств. По ряду источников, из Древнего Рима жрецы друидов практиковали гадания на внутренностях пленных.
По свидетельству древнего римского историка Страбо-на, друиды убивали жертву ударом меча в спину и проводили гадания по тому, как жертва падала и по предсмертной агонии. Кровавые обряды друидов и жестокость, с которой производились пытки пленных, вселяли ужас в проезжавших мимо путников.
Друиды обладали также таинствами гомеопатического врачевания. Из поколения в поколение передавались навыки сбора лечебных трав. Кельты веками хранили знания о том, в какую фазу Луны и в какое время дня и ночи собирать конкретные растения.
Древние предания сохранили сведения об искусстве кельтов излечивать раны воинов. В племени друиды обладали непререкаемым авторитетом, основанным на устрашении. Кроме того, молодежь опиралась на их опыт и знания.В своих мемуарах Юлий Цезарь подразделял жреческие слои племенных сословий на три группы: ваты — специализировались на философской поэзии и предсказаниях; барды — слагали поэтические произведения о геройских подвигах богов; друиды — в их обязанности входило соблюдение религиозных обрядов, жертвоприношения, судебные мероприятия.
Участие в религиозных обрядах считалось священным занятием, к которому допускались соблюдающие традиции члены племени. Самым страшным наказанием было отлучение от всеобщего религиозного братства. Правом отлучения обладали друиды, что значительно укрепляло их авторитет. Иногда участия в таинствах жертвоприношений и шаманских сборах лишали целые семьи.
Путь простого кельта к высотам касты друидов лежал через множество испытаний. Первоначально кельты проходили школу бардов. Начинающий бард подробно изучал премудрости поэзии, философию, тайный язык огам, ораторское искусство и законы племени.
Затем барду предстояло научиться способам переложения окружающих событий в поэтическую форму. Наиболее талантливые ученики посвящались в таинства магии, обучались заклинаниям, дарующим духовную силу предвидения. Отдельным, наиболее выдающимся кельтам удавалось проникнуть в святая святых религии черного братства.
Следует отметить, что барды просуществовали дольше всех остальных институтов кельтской религиозной секты. В Средние века бардов держали при дворе короля в качестве поэтов и музыкантов, развлекающих знать.
Большим достижением кельтских научных знаний была развитая система соотношений распорядка жизни племен и циркадных ритмов с лунными циклами. Современные ученые уделяют много внимания биоритмологии. Новейшие разработки в сфере измерений активности обмена веществ у человека в зависимости от смены фаз лунного цикла увенчались успехом.
Таким образом, друиды за десятки веков до современных открытий обладали ценными сведениями о «космосе» человеческого тела. Используя эти сведения, они оказывали существенное влияние на структуру общинного быта. От древних традиций кельтов произошел ирландский праздник урожая. В каждой ирландской семье 1 ноября убирается дом, а в угол ставится столик с едой для духа дома.
Как было отмечено выше, скотоводство имело большое значение для древних галлов. Первого августа каждого года кельты предавались молитвам и устраивали жертвоприношения богу Лугу. В современной Ирландии и Шотландии в этот день устраивают ярмарки скота.
Сила солнечного света и плодородие животворящей земли воспевались кельтами 1 мая. Этот день назывался праздником святого Бела. Во время обрядов поджигался хворост, и к небу вздымались «майские огни». Этими огнями были «вымощены» тропы, по которым гнали скот. В вечернее время вокруг пожарищ устраивали различные игрища и пляски.
Первого февраля праздновали «возвращение солнца». По верованиям друидов, в это время бог солнца просыпался после долгой зимней спячки. Все обряды кельтов посвящались его скорейшему пробуждению и очищению огнем застывшей от холода земли. Снова зажигались множественные огни, жар которых по религиозным представлениям друидов, растапливал плодородную землю.

             
             
 


Используются технологии uCoz