Ранние верования
               

На главную

                   
       
Греко-римская религия
Кельты
Германцы и скандинавы
       
     
Славяне
Евреи
Индейцы
     
                                                       
Ранние верования
                 
Монотеистические религии
               
                       
Политеистические религии
                       
                 
Религии востока
                   
             
                               
 

Индейцы

Религиозные воззрения древних майя включали в себя представления о многочисленных богах, населяющих небо и подземное царство. Особое место в мифологии отводилось судьбе человеческой души после смерти.
Небеса разделялись в представлении индейцев майя на тринадцать уровней, на каждом из которых царствовало свое божество. Опорой небосводу служили пять мировых деревьев, стоявших по четырем сторонам и в центре прямоугольной плоской земли. Души погибших на поле боя воинов, и женщин, умерших при родах, отправлялись на небо, в рай бога солнца. Утонувшие и убитые молнией попадали в рай бога дождя.
Но большую часть людей, умерших обычной смертью, ожидала другая участь. Они попадали в мрачное подземное царство, состоявшее из девяти уровней. Подземный мир, называемый Миктлан («область мертвых», «область бесплотных», «область, где мы утрачиваем себя»), представлялся в майяской мифологии очень страшным местом, где душа умершего должна была пройти через тяжкие испытания.
Умерший в своих скитаниях по подземным лабиринтам переплывал реки из гноя и крови, проходил между скалами, сталкивающимися друг с другом. Он попадал в такие места, где холодные ветры пронизывали его, как обсидиановые ножи. После четырех лет таких странствий душа попадала в самый нижний ярус преисподней, где во дворце из человеческих костей находился Повелитель Страны Мертвых Мик-тланцекухтли со своей супругой. Им подчинялись все остальные божества подземного царства. Эта страшная чета изображалась индейцами в виде скелетов.В индейском эпосе «Пополь-Вух» подробно описаны приключения божественных героев-близнецов в Шибальбе (подземном царстве). У богини-матери Шмукане, как повествуется в эпосе, было двое сыновей — Хун-Хун-Ахпу и Ву-куб-Хун-Ахпу. Они очень любили играть в мяч и целыми днями предавались этому развлечению. В конце концов их шумные забавы разозлили правителей Шибальбы, и те заманили братьев в подземное царство.
Близнецы должны были пройти в преисподней через нелегкие испытания, последним из которых было состязание в ритуальной игре в мяч с подземными обитателями. Потерпев поражение, братья были умерщвлены. Голову Хун-Хун-Ахпу владыки Шибальбы повесили на дерево в знак своего триумфа. Случилось так, что, когда под деревом проходила дочь одного из богов подземного царства, на нее упала слюна с отрубленной головы, после чего девушка забеременела. Убежав из Шибальбы на землю, она родила новых божественных близнецов — Хунахпу и Шбаланке.
Братья выросли и стали сильными и красивыми юношами, искусными в охоте и ритуальной игре в мяч. И с ними повторилась история первых двух близнецов — разгневанные правители Шибальбы велели им спуститься в подземное царство.
Странствия братьев в мрачных владениях подземных богов, очевидно, отражают представления древних майя о пути человеческой души после смерти. Герои-близнецы преодолели крутые холмы и овраги, переплыли реку из крови и гноя и пришли в конце концов к пересечению четырех дорог разного цвета. Здесь братья пустили по выбранной ими черной дороге вперед себя москита, который, кусая владык подземного царства, узнавал их имена, отчего те утрачивали свое могущество. Всего в мифе названо поименно двенадцать подземных богов; главными среди них были Хун-Каме (Первая Смерть) и Вукуб-Каме (Седьмая Смерть).
Братьям пришлось пройти нелегкие испытания в пяти домах преисподней: доме Холода, доме Ягуара, доме Летучих Мышей, доме Обсидиановых Ножей и доме Мрака. Владыки Шибальбы придумывали для близнецов невыполнимые задания, но герои успешно справились с ними. В доме Мрака, например, братья должны были всю ночь курить сигары и жечь лучины, после чего вернуть их совершенно целыми. Братья нашли выход из положения: они привязали к лучинам огненно-красные перья и посадили светлячков на концы сигар, создав видимость, что курят и жгут лучины.
После всех испытаний состоялась ритуальная игра в мяч, в которой близнецы вышли победителями. Чтобы окончательно сокрушить владык преисподней, герои продемонстрировали свою способность изрубить себя на куски, после чего воскресли. Они соблазнили подземных правителей попробовать проделать то же самое. Хун-Каме и Вукуб-Каме были разрублены на части и не воскрешены вновь. Победив подземных владык, братья вознеслись на небо, в царство света. Одному из братьев было дано во владение Солнце, другому — Луна.
Культ героев-близнецов был широко распространен в стране древних майя. Им поклонялись как богам. Они служили проводниками душ умерших по Подземному царству, посредниками между миром мертвых и миром живых.
Пантеон подземных богов, представленный на керамических сосудах с надписями, используемых при погребении, поразительно сложен и имеет свою иерархию.
Главные боги преисподней, известные под условными именами N и L, управляли целым сонмом второстепенных богов. Бог N изображался с раковиной улитки, L — с сигарой и в головном уборе с фигурой птицы наверху. В росписях встречаются сцены убийства бога N близнецом, вытащившим его из раковины.
Всего на различных изображениях представлены десятки разных богов царства мертвых, обозначенных каждый своим именным иероглифом. Все это свидетельствует о том, что потусторонний мир в представлении майя был очень многогранен и населен множеством сверхъестественных существ.
Следует отметить, что о духовной культуре майя очень мало известно. Огромное количество книг этого народа было уничтожено конкистадорами. Поэтому сейчас трудно представить, как мыслили и чувствовали эти люди, создавшие одну из величайших цивилизаций древности. По имеющимся свидетельствам и находкам можно судить о том, что пантеон богов майя был велик и разнообразен, имел сложную иерархию, а поклонение им часто выражалось в жуткой форме кровавых человеческих жертвоприношений.
Каждая из земледельческих культур, выращиваемых майя, находилась под покровительством своего бога. Известны бог маиса, бог какао и другие подобные божества. Почитался индейцами бог Чак, покровительствующий земледелию. Он изображался обычно на фоне дождя с орудиями для возделывания земли в руках. Чак занимал шестое место в иерархии богов.
Пользовался почитанием бог дождя Тлалок На изображениях его лицо выкрашивали в синий цвет, что символизировало воду. Этот бог являлся также повелителем бури, грома и молнии, поэтому его лоб покрывали черной краской.
Самым главным среди богов индейцы считали Солнце. Существовала легенда о том, что Солнце со своей женой Луной когда-то жили на земле. Луна, видимо, оказалась не самой лучшей из жен, потому что однажды она изменила мужу. Чтобы подобное не повторялось, бог вместе со своей женой переселился на небо. В ходе ссоры разгневанный супруг выбил Луне один глаз, потому она сияет не так ярко, как солнце.
Ссоры между Солнцем и Луной не прекратились и на небе. Когда происходит подобная перебранка, случается солнечное или лунное затмение. Индейцы считали также,что Солнцу нелегко изо дня в день двигаться по небу. Для поддержания его сил непременно требуется человеческая кровь. И бог щедро получал эту кровь, регулярно проливаемую людьми на жертвенных алтарях.
Жречество майя, называемое ах-кин («слуги солнца»), делилось на несколько групп, имевших свои обязанности. Во главе всех жрецов стоял ах-кин-маи — верховный священнослужитель города-государства.
Ритуальные действия сопровождались человеческими жертвоприношениями. Существовала особая категория жрецов — накомы, которые умерщвляли людей, приносимых в жертву богам.
Способы жертвоприношений были самыми разными. Например, в Чичен-Ице был построен специальный колодец — сенот, куда сбрасывались девушки, которым было предназначено стать невестами бога плодородия Юм-Каша. В этот же колодец бросали и другие дары — золото, драгоценности, нефрит. Был распространен и другой обряд принесения в жертву. Человека привязывали к столбу, после чего жрец взрезал несчастному живот и кровью обмазывал статуи божеств. Затем все тело человека окрашивали в синий цвет, только в области сердца наносили белую краску. В получившуюся живую мишень индейцы, исполняя ритуальный танец, выпускали стрелы излука. Иногда человека клали на жертвенный алтарь и на-ком, разрезав ему грудь, вырывал сердце. Безжизненное тело он сбрасывал с алтаря, а другие жрецы, подхватив его, сдирали кожу и надевали ее на себя.
Одним из основных божеств в мифологии индейцев Центральной Америки считался Кецалькоатль, создавший, по их мнению, человека и культуру, управляющий стихиями, покровительствующий науке. Слово «ке-цалькоатль» буквально означает «змея, покрытая зелеными перьями».
У майя были свои представления о конце света. Более того, они считали, что нечто подобное уже случалось, и мир существует уже в четвертый раз. Однажды он был уничтожен солнцем, второй раз его разрушил ветер, третий — вода. Существующий мир, по мнению майя, должен погубить страшный обитатель подземного царства — ягуар. Разъяренный зверь выйдет из своих мрачных пещер и растерзает сначала жрецов, потом остальных индейцев, а после этого и все человечество.

             
             
 


Используются технологии uCoz